Россия и Норвегия не посоветовались с Канадой

В то время, как другие страны заключают сделки, Канада выглядит аутсайдером в борьбе за богатства Севера.

Борьба за дележ богатств Арктики, которых с каждым днем открывают все больше и больше, обостряется — Норвегия и Россия поделили между собой богатую нефтью зону вдоль их побережья, так что Канада осталась единственным имеющим право на долю государством, чьи оба спора о границах остаются неразрешенными.

По мере того, как страны спешат заявить свои права на контроль над богатым ресурсами континентальным шельфом, который тянется на сотни километров в Северном Ледовитом океане, некогда считавшемся недоступным, проблема урегулирования давних территориальных споров приобретает первостепенную важность.

Суть норвежско-российской сделки состоит в том, что страны поделили пополам 175 тыс. кв. км акватории (примерно эквивалентную трем морским провинциям Канады), и могут теперь разрабатывать обнаруженное там обширное месторождение нефти, чьи предполагаемые запасы составляют 40 млрд. баррелей.

«Все стараются уладить свои разногласия, а мы отстаем в этой гонке», — отметил Майкл Байерс /Michael Byers, заведующий кафедрой глобальной политики и международного права в университете Британской Колумбии, который много пишет о территориальных спорах, касающихся морских границ Канады.

Соглашение о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море, подписанное в среду президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Норвегии Йенсом Столтенбергом (Jens Stoltenberg), положило конец затяжному территориальному спору, который длился 40 лет. Россия, которая тогда еще была Советским Союзом, утверждала, что граница должна проходить прямо на север по направлению к полюсу, применяя тот же самый принцип разделения акватории на сектора, который долго использовала Канада, чьи карты показывают обширный треугольник ее территории с вершиной в точке Северного Полюса.

«Здесь можно провести очень близкие параллели с территориальным спором между США и Канадой [вокруг моря Бофорта], — говорит профессор Байерс, — Аргументируя свои территориальные претензии, Канада ссылается на спорное толкование договора 1825 года между Россией и Великобританией и утверждает, что морская граница должна быть продолжением сухопутной границы между американской Аляской и канадским Юконом, т.е. проходить по 141-му меридиану настолько далеко, насколько замерзает океан».

Вашингтон же возражает, что такой принцип действителен только для сухопутных границ, а морскую границу необходимо провести на равном удалении от побережья обеих стран, так как этот способ является широко распространенным и повсеместно принятым методом определения такого рода границ. На это Оттава заявляет, что в договоре 1825 года имелась в виду вся замерзающая территория моря, которая, впрочем, на протяжении двух веков становится все меньше и меньше.

«Ключевой вопрос в споре вокруг моря Бофорта заключается в том, применим ли к нему аргумент о границе по договору 1825 года между Россией и Великобританией, выдвигаемый Канадой», — отметил Доналд Макрей (Donald McRae), профессор права в Университете Оттавы и международный эксперт по морским границам.

«Об этом, безусловно, стоит поспорить, хотя равноудаленная граница после 200-мильной зоны будет более выгодна для Канады», — добавил он.

Новым и очень любопытным поворотом стало то, что метод, так долго выдвигаемый Вашингтоном в качестве аргумента для своих территориальных притязаний в море Бофорта, как выяснилось, дает преимущество Канаде за пределами зоны в 200 морских миль.

«Успешное урегулирование еще не разрешенных пограничных споров станет для нас приоритетной задачей», — заявил в прошлом месяце премьер-министр Канады Лоренс Кэннон (Lawrence Cannon), после того, как Оттава десятилетиями затягивала решение споров с США вокруг моря Бофорта и с Данией по поводу морской границы между архипелагом Баффинова Земля и Гренландией.

Профессор Байерс отметил, что он верит в успешное заключение сделок, если Оттава серьезно подойдет к этой проблеме.

Однако даже если споры о морских границах будут урегулированы, как в Восточной, так и Западной Арктике, вопрос о Северо-Западном проходе [северный морской путь между Атлантическим и Тихим океанами через моря и проливы Канадского Арктического архипелага], который открыт уже третье лето подряд и все больше рассматривается в качестве самого короткого судоходного пути из Азии в Европу, станет еще большей проблемой для Канады.

Оттава заявляет, что Северо-Западный проход располагается в канадских территориальных водах, однако это утверждение полностью отвергает Вашингтон и большинство других заинтересованных держав, которые считают этот путь международным достоянием, как и другие ключевые морские артерии, например, Гибралтарский и Ормузский проливы.

Тем не менее, урегулирование двусторонних споров в Арктике может оказаться всего лишь предварительным этапом долгой борьбы.

Как ожидается, Канада, Дания, Норвегия, Россия и США будут заявлять амбициозные претензии, конкурирующие и частично совпадающие друг с другом, на территории, простирающиеся в направлении полюса, а в некоторых случаях и за его пределами. Это будет происходить по мере того, как яростная схватка за богатства Арктики набирает обороты.

«Канада никогда не согласится с предлагаемой кое-кем предпосылкой, что Арктика требует фундаментально новой структуры управления и законодательной базы», — заявил г-н Кэннон. Он решительно отверг призывы тех, кто считает, что Арктика нуждается в новом международном режиме управления, так как этот регион быстро изменяется, вследствие глобального потепления и упрощения доступа в него, и поэтому подвергается такому риску, которому никогда не подвергался в истории человечества.