Ахмед Закаев – о Всемирном чеченском конгрессе

16 сентября в польском городе Пултуск открылся третий Всемирный конгресс чеченского народа, в котором принимают участие представители чеченской диаспоры, а также политики из стран ЕС и США. Один из гостей конгресса – политический эмигрант, глава так называемого правительства Чеченской республики Ичкерия в изгнании Ахмед Закаев, выдачи которого уже много лет добивается Россия. В 2002 году во время проведения в Копенгагене предыдущего Всемирного чеченского конгресса Закаев на короткое время был задержан властями Дании.

Польские власти также заявляли, что в случае появление Закаева на польской территории он будет задержан.

В минувшем году Закаев вел переговоры с представителями Рамзана Кадырова о проведении совместного конгресса чеченцев, но из его переговоров с председателем чеченского парламента Дуквахой Абдурахмановым ничего не вышло.

Об этом Ахмед Закаев вспоминает в беседе с обозревателем службы вещания Радио Свобода на языках народов Северного Кавказа:

– Консультации, которые начались в прошлом году, проходили в Осло и в Лондоне. Но они практически сразу и прервались. Те вопросы, которые мы обсуждали с Дуквахой Абдурахмановым для выработки единой политической позиции, были отвергнуты Россией. Да, мы тогда говорили о том, что проведем Всемирный чеченский конгресс и все наши наработки на нем обнародуем. Дальше слов дело не двинулось, потому что первым нашим требованием было освобождение 25 тысяч чеченцев, которые томятся в российских тюрьмах и терпят жестокость и насилие. Мы также требовали выдачи тел Аслана Масхадова и других командиров. Третий наш вопрос касался прекращения преследований родственников боевиков. Естественно, эти все вопросы адресовались непосредственно России и российскому руководству. И они на этом контакты прервали, поняв, что ничего полезного для себя из наших консультаций не извлекут… Кстати, надо сказать, что Всемирный чеченский конгресс – это совершенно независимая организация, которая зарегистрирована в Брюсселе. Руководство этого Всемирного конгресса созвало сегодняшний конгресс, и я был сюда приглашен.

– Вы не боитесь, что Польша под давлением Москвы захочет вас арестовать?

– Не боюсь, потому что Польша – это страна, у которой есть свои законы… Польское руководство может меня и задержать, и арестовать. Я уже отправил в прокуратуру своего адвоката. Если у нее есть какие-то вопросы ко мне, я готов на них ответить или сегодня, или послезавтра, после завершения конгресса. Естественно, я никуда ни от кого не убегаю и не скрываюсь. Ничего нового, я думаю, Россия не могла передать в Польшу. Все, что у нее было, дважды рассматривалось и в датском суде, и в суде Великобритании.

– Когда вас задержали в Дании, работа конгресса прервалась. Тогда шла война, и созыв конгресса был актуален. В чем смысл проведения конгресса сейчас?

– Война как шла в 2000 году, так продолжается и сейчас. Просто она приобрела другие формы, распространилась на весь Северный Кавказ. Поэтому я не разделяю, к сожалению, оптимизм, связанный с заявлениями о том, что в Чечне или на Северном Кавказе все стабильно. Я знаю реальность. И все, кто сегодня имеют представление о событиях на Северном Кавказе, понимают, что это российская пропаганда. Естественно, сегодня, как никогда, актуален конгресс. Более того, одно из предложений, которые я хочу сделать, заключается в создании постоянно действующего совета этого конгресса. В него должны быть включены политики, парламентарии Совета Европы и Европарламента. Эта структура должна будет будет вести постоянный мониторинг ситуации на Северном Кавказе и в Чечне. России удалось на сегодняшний день заблокировать рассмотрение этих вопросов в международных институтах – и в ООН, и в Совете Европы, и в Европарламенте. Поэтому есть необходимость создания независимого международного органа.