Украина. Язык до выборов доведет?

7 сентября в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект «О языках в Украине». Согласно документу, государственным языком является украинский, однако свободное функционирование русского языка разрешается практически во всех сферах деятельности, включая делопроизводство и образование. Законопроект был внесен народными депутатами Александром Ефремовым (Партия регионов), Петром Симоненко (КПУ) и Сергеем Гриневецким (блок Литвина). По замыслу разработчиков новый закон, в случае его принятия, обеспечит имплементацию Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств, ратифицированной Верховной Радой в 1999 г., а также адаптирует украинское законодательство о языках к мировым и европейским нормам.

Звучит лихо, если не считать сходу бьющее по чувствам и самосознанию многих граждан Украины понимание русского языка как регионального или языка «национальных меньшинств», тогда как на нем говорит на Украине большинство граждан. Разумеется, по мнению представителей оппозиции, «законопроект представляет опасность для функционирования украинского языка в стране». Еще бы они говорили что-то иное, даже если бы на самом деле так думали. Первый шаг к новой конфронтации и в парламенте, и в стране ими уже сделан, а, как мы помним из Гёте, «свободен первый шаг, а мы — рабы второго». То есть «оппозиции» надо балаболить что угодно, лишь бы поперек. Но когда это одна культура вытесняла другую? Культуры всегда взаимокомплиментарны. Это безумные носители политического бреда вольны в трактовках и самозабвенном токовании.

В частности, скандально известная львовская политдамочка из тягныбоковской «Свободы» Ирина Фарион, некоторое время назад пенявшая деткам в садике, дескать, не на той, мерзавцы, мове розмовляете, нынешним знойным летом (не иначе перегрелась на солнце) заявила, что людей, которые не желают изучать украинский язык, нужно спасать… тюрьмой.По мнению Фарион, обнародованному в телепрограмме ТРК «УТ-Захид», «этих людей нужно сажать в тюрьму хотя бы на полгода, как это делают французы за применение англицизмов… У нас есть около 14 процентов людей, которые считают, что их родной язык — русский. Это говорит о страшной мутации их сознания. Это — 5 миллионов украинцев-дегенератов. И их необходимо спасти». По словам этого воистину «европейского» политика, большинство людей на Украине, которые считают себя русскоязычными, стали такими из-за сложных исторических репрессий и голодомора. А обязанность настоящих украинцев — вернуть этих людей на правильный путь, пусть даже методом принуждения. «Тех, кто не владеет украинским языком, обязательно посадят», — пообещала И. Фарион.

Комментировать этот пассаж о пяти миллионах «украинцев-дегенератов», вдаваясь в полемику с ее автором, все равно, что метать бисер перед свиньями.

А вот о законопроекте, которого все так долго ждали и который извлечен на свет Божий именно в первые дни осени, сказать следует. Должно быть, регионалы держали его на закуску, подгадывая к выборам в местные советы, ожидающиеся 31 октября. Можно смело утверждать, что это — откровенный предвыборный ход, в известной мере спекулятивный, поскольку не впервой, что называется, разыгрывается карта русского языка в надеже привлечь электорат на свою сторону. Но нынче — дурных нема, народ глядит внимательно и судить будет по делам, а не словам. Да вот состоявшихся дел на русской ниве у регионалов не очень много. Есть подозрение, что они пустили всю гуманитарную сферу на самотек, как это было при Л. Кучме. Это большая ошибка. Результат кучмовской эпохи известен: оранжевый переворот. Если регионалы наступят на те же грабли, то через некоторое время крайний национализм снова поднимет голову. Следовало бы, имея власть, умело употребить ее твердо заявив: нацизму — нет, моноэтнизму — нет, двуязычию — да!

Но чуда не произошло… Согласно внесенному документу, государственным языком является украинский. Вместе с тем гарантируется свободное использование, развитие и защита других региональных языков, к которым законопроект относит русский, белорусский, болгарский, армянский, гагаузский, идиш, крымско-татарский, молдавский, немецкий, новогреческий, польский, ромский, румынский, словацкий и венгерский. Действие документа распространяется на те языки, которыми пользуются не менее 10% граждан, населяющих определенную территорию.

Отдельная статья законопроекта посвящена функционированию русского языка. В ней признается украинско-русское двуязычие, а также то, что для большинства граждан Украины русский является либо родным языком, либо языком повседневного общения. Известно, что, по данным переписи населения 2001 года, 29,6% населения считают русский язык родным.

В случае принятия законопроекта, права носителей региональных языков будут учитываться почти во всех сферах деятельности. Например, основным языком делового общения признается украинский, однако в процессе составления документов может использоваться и региональный язык. Статья 21 законопроекта гарантирует гражданам Украины право получения образования на украинском и русском языках и на других региональных языках в пределах тех территорий, где они распространены.

Вообще-то отчасти законопроект носит какой-то странно-компромиссный характер: то ли это договор инициаторов законопроекта со своей совестью, то ли с гипотетическими критиками. Например, языком судопроизводства является, в соответствии с предлагаемой нормой, украинский, «но на определенных территориях слушания могут вестись и на других региональных языках». Следствие и дознание разрешается вести на украинском и русском языках. Этот пассаж поражает воображение: «Задержанным необходимо объяснять причины задержания на том языке, который они понимают, а при необходимости привлекать переводчика». А на каком вообще языке предполагалось до того, а также нынче в повседневной практике общаться с задержанными? На украинском, даже если задержанный его не понимает?

Эта же логика действует сейчас и в украинской фармакологии, предлагающей аннотации к лекарствам только на украинском языке. В условиях, когда некоторым медицинским терминам не существует украинского эквивалента и потому выдуман новояз, чтение таких аннотаций, вложенных в пачку с таблетками, представляется непростым испытанием для немалого числа граждан Украины, особенно пожилого возраста, к тому же если они живут в Крыму или других русскоязычных регионах. Порою можно даже гомерически хохотать, читая эти фармацевтически-аннотационные перлы, однако если бы такой подход к языковому вопросу не приводил к печальным исходам, не вредил «здоровью нации», как любил выражаться В. Ющенко.

А вот у заместителя Председателя Верховной Рады Украины Николая Томенко иной взгляд на внесенный законопроект: «Если и в дальнейшем власть будет автоматически заменять украинские ценности на советские или российские и будет заботиться о создании оргкомитетов по празднованию юбилея очередного советского космонавта или партизана, а также максимально продвигать и поддерживать русский язык, знаний украинского языка, истории и культуры не будет как минимум у государственных служащих и украинских медиа», — отметил он, добавив при этом, что «мы переживали разные периоды уничтожения украинской культуры и образования, и я убежден, что переживем и это наступление на украинскость, если школы, дошкольные заведения и высшие учебные заведения выдержат это испытание».

Представители Компартии Украины, в свою очередь, считают, что закон «О языках в Украине» необходимо принять в самое ближайшее время. «Все предыдущие законопроекты были недостаточно полными и проработанными, а в этом документе прописано все. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы люди, говорящие на русском языке, читали произведения Пушкина и Достоевского в оригинале. В советское время на Украине были разработаны программы для школ на румынском, венгерском и других языках. Это была положительная практика, и ее надо возвращать, чтобы закрыть языковой вопрос раз и навсегда», — заявила народный депутат, член фракции коммунистов Екатерина Самойлик.

Авторы законопроекта рассчитывают, что в случае принятия законопроекта русский язык будет свободно изучаться во всех средних школах; на русском по требованию студента будет проходить учеба в специальных и высших учебных заведениях; русскоязычным может стать радио и телевидение, киносеть, а делать языковой выбор будет владелец канала и кинопрокатчик; телеканалы на русском языке получат свободный доступ на Украину; в сфере культуры русскому языку будет гарантировано развитие и гарантия свободного использования; русский будет использоваться наравне с украинским языком в работе местных органов власти; почта и телекоммуникации буду работать на русском языке в том числе; акты высших органов власти будут официально публиковаться также и на русском языке; агитационные материалы могут быть на русском языке в соответствии с предпочтениями самого кандидата, партии; выступающие с трибуны в Верховной Раде смогут делать это официально на русском языке; чиновники в местных органах власти должны будут знать русский и украинский языки, причем эта возможность должна будет учитываться при подборе кадров на работу.

В областях, где русский получит статус регионального языка, акты всех органов местной власти могут приниматься на русском языке, но публиковаться на обоих языках; граждане смогут подавать на русском языке письменные или устные заявления в органы власти; на русском языке можно будет вести судопроизводство и досудебное расследование, дознание и прокурорский надзор, нотариальное делопроизводство, социальную и экономическую деятельность, официальную переписку между органами власти; по решению местного избиркома вся документация для проведения выборов может печататься на русском языке; документы о регистрации гражданского положения и документы об образовании могут быть на русском языке.

Премьер-министр Николай Азаров уверен, что принятием законопроекта будут ликвидированы факты дискриминации русского языка. Есть и, как сказал бы Федор Достоевский, «реализм действительно жизни». Всегда в русскоязычных регионах кинотеатры демонстрируют фильмы, озвученные на русском языке (а иначе просто потеряют доходы и закроются, что и происходило при оранжевых), а органы власти свободно общаются с гражданами на русском языке, не отвергая, в принципе, и украинский.

Пока же Верховная Рада дозреет в принятии законопроекта хотя бы в первом чтении, Запорожский областной совет решением сессии от 8 сентября уже присвоил русскому языку статус регионального на территории области. Документ констатировал, что «в Запорожской области русский язык как язык межнационального общения используется во всех сферах общественной жизни и является региональным языком». В пояснительной записке отмечается, что таким образом облсовет решил снять ограничения использования русского языка в средствах массовой информации и в образовательных учреждениях региона. Согласно решению, исполнительным органам облсовета поручено осуществить мероприятия для использования наряду с государственным украинским языком и русского языка в работе Запорожского облсовета. Решено создать временную комиссию по вопросам содействия использованию европейского законодательства, которая должна разработать и внести на рассмотрение сессии мероприятия по развитию и защите русского языка в Запорожской области. Также на украинском и русском языках будут публиковаться решения облсовета. Помимо этого, облсовет решил внести в Верховную Раду предложение в полном объеме имплементировать Европейскую хартию региональных языков, языков меньшинств.

История «запорожской сечи о русском языке», отчасти повторяя ход событий в других областях, была такова. 5 июля 2006 г. Запорожский горсовет предоставил русскому языку статус регионального на территории города. Но в феврале 2007 г. Апелляционный суд Запорожской области оставил в силе решение суда Орджоникидзевского района, которым отменяется решение Запорожского облсовета о предоставлении русскому языку статуса регионального. В июне 2007 г. Запорожский облсовет предоставил русскому языку статус регионального, после чего прокуратура обжаловала это решение в суде. Как известно, решения Донецкого облсовета и Севастопольского горсовета о предоставлении русскому языку статуса регионального на этих территориях также были отменены судом. Впереди, как всегда, оказался Харьков, в котором юристы городского и областного советов действовали грамотно и потому аналогичные суды выиграли.

Останется ли актуальный законопроект пиар-акцией регионалов накануне очередных выборов, а его принятие затянется на неопределенный срок или все же до 31 октября пройдут все чтения и закон будет принят Верховной Радой в максимально эффективной версии, увидим в течение ближайших полутора месяцев.

И все же хочется верить лидеру фракции Партии регионов Александру Ефремову, который по этому поводу заявил следующее: «Мы выполним обязательства, которые давали нашим избирателям».