Мы готовимся защищать интересы США русской кровью?

Как учит народная мудрость, «если тебя хвалит враг — значит, ты сделал глупость».

В этом смысле комплиментарная щедрость со стороны шефа Пентагона Роберта Гейтса в отношении своего российского коллеги, проявленная им вчера на встрече в Вашингтоне, не может не настораживать. По крайней мере, любого здравомыслящего человека, не верящего сказкам про доброго дядюшку Сэма, который буквально спит и видит, как бы облагодетельствовать одного из своих основных геополитических конкурентов.

«Г-н Сердюков и я прилагаем большие усилия для того, чтобы осуществить широкие реформы, которые являются болезненными, но необходимыми для наших министерств. Я желаю ему (Сердюкову) успеха», — заявил на брифинге по итогам переговоров Роберт Гейтс.

Риторическое алаверды со стороны главы Минобороны РФ не заставило себя долго ждать. Анатолий Сердюков отметил, что российская делегация и министры обороны двух стран «очень подробно обсудили задачи, которые стоят перед Вооруженными силами РФ и США». Он выразил надежду, что этот диалог будет полезен для обеих стран, и что его визит в США даст «серьезный импульс развитию сотрудничества между министерствами обороны двух стран».

Напомним, что главной темой визита Анатолия Сердюкова в США стала военная реформа, а также пути расширения военного сотрудничества двух стран. Как сообщает РИА «Новости», по итогам встречи министры приняли совместное заявление и меморандум, который заменил подписанный еще в 1993 году аналогичный документ. Стороны также затронули тематику СНВ и ПРО и обсудили планы на будущее.

Впрочем, главным результатом американского вояжа Анатолия Сердюкова стали все же не ритуальные дипломатические расшаркивания друг перед другом двух глав оборонных ведомств, а ряд практических шагов, о которых договорились стороны. Причем некоторые из договоренностей вызывают еще большие вопросы, чем американское «похлопывание по плечу» одного из главных архитекторов российской военной реформы. Так, в частности, подписанный министрами обороны России и США меморандум предусматривает создание специальной российско-американской рабочей группы, которая будет заниматься вопросами, связанными с военной реформой и обеспечением прозрачности военной политики США и РФ. Кроме того, как сообщает РИА «Новости», министры договорились об укреплении межведомственных связей и планировании совместных мероприятий учебного и оборонного характера.

«Сотрудничество между сторонами может происходить в следующих форматах: обмен визитами руководителей разного уровня, консультации и переговоры, совместные учения, военные игры и тренировки, визиты кораблей, проведение специальных программ тренировки и обучения, конференций и семинаров», — говорится в подписанном документе.

Честно говоря, не совсем понятно, о какой военной реформе в США, упомянутой в меморандуме, идет речь (не понимать ведь под этим громким словом простое сокращение финансирования оборонных программ Пентагона в связи с экономическим кризисом). Зато в нашей стране она, как известно, идет полным ходом. Таким образом, деятельность вышеуказанной комиссии, скорее всего, будет иметь одностороннюю направленность в духе столь любимых Вашингтоном менторских рекомендаций-указаний. В связи с чем на ум сразу приходят лихие 90-е, когда стараниями заокеанских кураторов нашей либеральной тусовки российское реальное производство и экономика в целом оказались в состоянии, которое трудно охарактеризовать, не прибегая к ненормативной лексике. Теперь же, как выясняется, «независимые» вашингтонские военные «эксперты» собираются учить нас реформировать сферу национальной оборонной безопасности.

Безусловно, выработанные на заседании совместной рабочей группы решения будут носить рекомендательный характер, и российская сторона вполне может пропустить мимо ушей реформаторские «заветы» наших «партнеров по перезагрузке». Однако уже сама готовность выслушивать мнение Вашингтона по столь щепетильному вопросу, как стратегия реформирования Вооруженных сил РФ, не может не вызывать удивления.

Договоренности между Пентагоном и Минобороны РФ комментирует вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков:

— Начну с того, что никакая военная реформа в США не проводится. Попросту говоря, речь идет о создании российско-американской рабочей группы по проведению военной реформы в РФ. Какие-нибудь дополнительные комментарии тут нужны?

Если да, тогда выскажусь более развернуто. По сути дела, мы наблюдаем, как начинается официальное внедрение представителей США в руководство нашей науки (в научном совете Сколково из двух руководителей один — американский профессор) и образования (в качестве примера можно привести Московский институт стали и сплавов, где проректор по учебной части, если не ошибаюсь, является гражданином США). Теперь вот под американский надзор берется проведение российской военной реформы. Т. е. отныне она будет контролироваться и направляться из Вашингтона. Это означает курс на ослабление российского суверенитета, когда ставятся под иностранный контроль ключевые отрасли, обеспечивающие жизнедеятельность государства.

Теперь пройдемся по блокам — какие конкретно направления будут координироваться. Из того, что я слышал, первое — это формирование в структуре российских Вооруженных сил группировки экспедиционных сил, способных действовать под командованием американских офицеров. Естественно, никаких официальных заявлений на этот счет не было. Но я как военный специалист делаю такой вывод из проводимой властями военно-технической политики.

Речь, в частности, идет о планируемых закупках иностранных систем вооружений, которые в структуре российских Вооруженных сил совершенно не нужны. При этом они являются насущными и необходимыми для осуществления экспедиционных действий под иностранным командованием. Сюда относится закупка французских вертолетоносцев класса «Мистраль». Это — универсальный десантный корабль, который нужен для экспедиционных действий далеко за пределами территории РФ. И абсолютно не нужен для защиты ее национальных интересов.

Второе — это закупка итальянских бронемашин, которые малопригодны для наших климатических условий и уступают в этом отношении нашим машинам типа «Тигр». Однако они, опять же, необходимы для обеспечения действий в составе экспедиционных сил.

Кроме того, сейчас у нас уже идет речь и о закупке иностранного стрелкового вооружения с соответствующими боеприпасами. Хотя в структуре Вооруженных сил РФ иностранное оружие не очень-то и нужно.

Следующее — это закупка систем разведки и связи, в частности, израильских беспилотников, которые по ряду своих параметров тоже не вписываются в российскую систему вооружений. Вместо того, чтобы принять меры по корректному использованию материальных средств, выделяемых на развитие отечественных беспилотников, мы готовимся закупать иностранные…

Наконец, стоит упомянуть о том, что российские военнослужащие ВДВ и младшие офицеры в этом году проходили стажировку в США и Германии.

Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что в структуре ВС РФ создается группировка войск, которая будет непригодна для обеспечения национальной безопасности, но зато будет пригодна для действий под командой американских войск.

Спрашивается: мы что, готовимся защищать интересы США за пределами России русской кровью?