СМИ: «Единая Россия» делает всё, чтобы её ненавидели

Новая избирательная кампания ведётся по принципу «выжженной земли».

Почти полтора десятка регионов России готовится к очередным выборам в октябре. Для партий и политиков кампания этой осени показательна — до сезона Больших выборов, в Государственную думу и на пост президента остаётся совсем немного времени. Партия власти стремится доказать, что она по-прежнему сохраняет лидирующее положение, оппозиционные силы пытаются отыграть хотя бы несколько кресел на муниципальном уровне.

Как отмечают политические аналитики, основной «федеральный тренд» этого сезона — увеличение давления «вертикали власти» на региональную политику. Во многих крупных городах мэра теперь выбирают не прямым голосованием, а опосредовано — так называемых «сити-менеджеров» назначает местная дума, но, как правило, решение о том, кто возглавит тот или иной город, принимает непосредственно губернатор региона. Вторая особенность — снятие всех «несогласованных» кандидатов. По количеству претендентов, которым избирательные комиссии под тем или иным предлогом отказали в регистрации, эта кампания идёт на рекорд.

Зачистка на Волге

«Результаты регистрации кандидатов на региональных выборах 10 октября принесли гораздо больше скандалов, чем ожидалось. По итогам регистрационной кампании обозначился явный регион-лидер по девиациям в деле предвыборных зачисток. Этим регионом стала Самара, которая умудрилась по степени скандальности обогнать как предвыборную зачистку в Сургуте, так и привычно скандальные выборе в Тыве и Дагестане», — считает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.

Для понимания ситуации стоит напомнить, в какой обстановке проходили прошлые выборы мэра Самары. Тогда спешно вступивший в «Единую Россию» глава города Георгий Лиманский проиграл выдвиженцу от местной бизнес-элиты Виктору Тархову. Проигрыш был предсказуем — антирейтинг действующего градоначальника был так велик, что кандидат, популярность которого в начале выборов была в районе статистической погрешности, уверенно победил ставленника «партии власти» со всем его административным ресурсом. «Витя тархни жору» — этим лозунгом был исписан весь город. Тархнул, однако процветания городу это не принесло.

Сразу после выборов выяснилось, что победивший кандидат, на свою беду, состоит в партии «Справедливая Россия». Это на федеральном уровне две «партии власти» могут делать вид, что не едят друг друга, а во многих регионах «справороссы» такая же подушка для битья, как в Москве — «несогласные».

Сейчас этот процесс «мочения» продолжается, но под раздачу попал не только Виктор Тархов, но и все, кто может составить конкуренцию «Единой России». Упустив этот пост один раз, «партия власти» не хочет вновь потерпеть поражение.

Поэтому выборы в Самаре скорее похожи на плохую комедию, причём роль самых нелепых клоунов взял на себя горизбирком. Для того, чтобы снять конкурентов губернаторского выдвиженца Дмитрия Азарова, чиновники придумали несколько замечательных нововведений.

Первое, и, конечно же, самое оригинальное — отказ в регистрации из-за недействительного паспорта. Кандидатов подвела любовь к отпускам за границей. При обмене загранпаспорта на новый на последней странице основного документа Федеральная миграционная служба проставила штамп «аннулировано». Обычная практика, такой штамп стоит у каждого, у кого заканчивался срок действия «заграна». Кстати, загляните и в свои документы.

Однако, избирком решил «такая отметка не предусмотрена действующим законом, значит, паспорт недействительный». И отказал в регистрации сразу троим кандидатам, в том числе достаточно популярному региональному политику Михаилу Матвееву.

Впрочем, у кандидатов был шанс исправить ситуацию — в течение суток они смогли оформить себе новые, действительные паспорта. Но им вновь отказали — признали недействительными все 100% собранных подписей. Сначала, как рассказывают кандидаты, «эксперты» с непонятными полномочиями пытались забраковать листы, выискивая «мертвецов», «одинаковый почерк», «помарки» и прочий откровенный брак. Кому-то из кандидатов в качестве «поддельных» засчитали те подписи, которые вычеркнули ещё перед сдачей в комиссию. Но нужного для снятия числа «недостоверных» подписей не набиралось.

Тогда сделали по-другому. Избирком принял решение, что все подписи одинаково плохие, так как на бланках «не указаны сведения о судимости». Кандидатам не повезло — ни один из снятых претендентов не был судим, и им нечего было указывать. Как позже объяснили юристы избирательной комиссии, писать «не судим» тоже было бы нарушением. Правильным вариантом было бы предусмотреть эту графу, но не заполнять её.

«Ничем не лучше оказалась ситуация на выборах в Самарскую городскую думу: общий отсев из 299 выдвинутых кандидатов составил 133 претендента», — говорит Александр Кынев — «Из 165 самовыдвиженцев были зарегистрированы только 38 (как правило, только технические кандидаты «партии власти», что напоминает ситуацию на выборах Мосгордумы-2009)». Ситуация в области, пожалуй, даже хуже — конкурентов вычищают вплоть до уровня сельсоветов.

Самарский координатор ассоциации в защиту прав избирателей «Голос» Людмила Кузьмина рассказала «СП» о предвыборной обстановке в Самаре.