Сколько стоит Единая Корея?

Президент Ли Мён-бак предложил ввести специальный «налог на объединение», который позволит накопить на «германский вариант».

Федерация корейских предпринимателей провела опрос 20 ведущих экономистов, которых попросили оценить, во сколько обойдется объединение Северной и Южной Корей, если таковое произойдет в сколь-либо предсказуемом будущем. Никакого оптимизма эксперты не продемонстрировали. По их усредненному мнению, восстановление единства полуострова будет стоить 3,5—4 триллиона долларов.

Вообще говоря, исследования и доклады, посвященные тому, сколько будет стоить объединение, на протяжении последнего десятилетия появляются с завидной регулярностью — и порядок величин в этих докладах, в общем, не слишком различается. Все согласны, что вытягивание северокорейской экономики из той ямы, в которую она угодила под мудрым руководством Великого Вождя Генералиссимуса Ким Ир Сена и его сына, Любимого Руководителя Маршала Ким Чен Ира, потребует чрезвычайных финансовых вливаний, что счет деньгам пойдет на триллионы.

В 2009 г., например, аналитики Credit Suisse заявили, что объединение страны будет стоить 1,5 триллиона долларов — столько денег, по их мнению, придется потратить на то, чтобы довести средний северокорейский доход всего лишь до 60% южнокорейского уровня. Впрочем, в 2003 г. Маркус Ноланд — пожалуй, ведущий западный специалист по северокорейской экономике — предсказывал, что решение этой задачи будет стоить заметно меньше, всего каких-то 600 миллиардов долларов. В докладе американской Rand Corporation в 2005 году предсказывалось, что затраты на объединение составят до 0,7 миллиардов долларов.

Действительно, экономический разрыв между двумя корейскими государствами огромен. Поскольку вся экономическая статистика в Северной Корее засекречена с начала 1960-х годов, оценки северокорейского ВВП существенно различаются, но даже оптимисты считают, что уровень ВВП на душу населения там не превышает 1800 долларов (скорее всего, он в несколько раз ниже, в районе 500-800 долларов). На Юге ВВП на душу населения составляет более 19 тыс. долларов. Это — самый большой разрыв, который на земном шаре существует между двумя соседним государствами.

Северокорейская экономика — это, в целом, индустриальная экономика образца 1955 г., при этом находящаяся в глубоком упадке. Основный вид транспорта — железная дорога, на которой до сих пор широко используется паровая тяга. Электричество даже в крупных городах подается с перебоями. Голод, который в 1996-1999 гг. унес не менее полумиллиона жизней, удалось преодолеть только за счет иностранной помощи, но значительная часть населения систематически недоедает.

Южная Корея — страна индустриальной и постиндустриальной экономики, один из крупнейших мировых производителей автомобилей, кораблей, электроники, страна Интернета и суперсовременных технологий. Разрыв между ними огромен и продолжает расти.

Оба государства заявляют о своей приверженности идее объединения. Правда, сообщения о германских трудностях оказали воздействие на жителей богатого Юга, которые осознали, что объединение будет не великим национальным праздником, а весьма и весьма недешевым удовольствием. Отказываться от ставшего привычным комфортабельного существования — хорошей машины, регулярных зимних поездок в Таиланд и прочих радостей жизни современного горожанина — они не хотят, поэтому и южнокорейское общество, и выражающие его точку зрения политики и журналисты в последние годы относятся к идее объединения весьма неоднозначно. На словах они заверяют всех (включая и самих себя) в своем искреннем желании достичь национального единства, но на практике они явно бы предпочли, чтобы статус кво сохранялся как можно дольше.

Впрочем, правительство понимает, что в долгосрочной перспективе объединение вполне вероятно — особенно если оно произойдет снизу, так сказать, «по германской схеме». В августе президент Ли Мен-бак предложил ввести специальный «налог на объединение», который бы позволил постепенно накопить необходимые средства. Скорее всего, кстати, нынешнее исследование было проведено именно потому, что Федерация корейских предпринимателей — это сторонники нынешней администрации, и хочет еще раз напомнить о том, что объединение будет стоить немалых денег, поддержав таким образом инициативу президента. Впрочем, каковыми бы не были текущие политические соображения, никто не ставит под сомнение главного: объединение Кореи (точнее, восстановление и модернизация северокорейской экономики) потребует гигантских усилий и средств.