Почему Россию не хотят видеть в НАТО

Президенты Латвии, Литвы, Польши и Эстонии объяснили Slon.ru, почему пока не хотят видеть Россию в НАТО.

На днях в Риге завершилась очередная конференция Латвийской трансатлантической организации (ЛАТО), в которой приняли участие, в том числе, 4 президента восточноевропейских стран: президент Польши Бронислав Коморовский, президент Эстонии Тоомас Ильвес, президент Литвы Далия Грибаускайте и президент Латвии Валдис Затлерс. Корреспондент Slon.ru поинтересовался у государственных лидеров, как они видят будущее отношений с Россией.

— Мой первый вопрос связан с Североатлантическим альянсом. Не так давно одна из российских экспертных организаций — «Инсор», — попечительский совет которой возглавляет Дмитрий Медведев, предложила президенту подумать о возможности вступления в НАТО. А готовы ли вы подумать о том, чтобы предложить этот шаг России и, если да, то на каких условиях?
Тоомас Ильвес: Как вы знаете, в Уставе НАТО есть 5 статья, которая предполагает, что нападение на одну из стран-членов трактуется как нападение на весь блок. Поэтому Россия не может сейчас стать членом Альянса: ни одна демократическая страна не пошлет свои войска, чтобы защищать диктатуру. В случае какого-то конфликта власти не смогут просто объяснить своему населению, почему им нужно отправлять свои войска защищать интересы недемократической страны. Поэтому общие ценности имеют такое высокое значение. Разумеется, я буду очень рад видеть Россию частью Альянса, если она выполнит все требования по вопросу развития демократии, что касается, среди прочего, свободных выборов, свободы слова, свободы собраний (в том числе и по 31-м числам)…

Далия Грибаускайте: Нечего добавить. (смех в зале)

Валдис Затлерс: Я бы только хотел еще сказать, что двери НАТО никогда не были закрыты для новых членов, так что вопрос о вступлении — это «домашнее задание» для России, он зависит от ее внутренней политики.

Бронислав Коморовский: Я считаю, что сам факт того, что подобные мнения стали появляться, уже очень важен и ценен. Это свидетельствует о том, что прошло время, когда НАТО воспринималось как угроза. Это свидетельствует о растущей готовности к диалогу и сотрудничеству. Я бы никогда не исключал возможности присоединения России к НАТО. Наоборот, надо стараться всячески поддерживать такой вариант развития событий, в том числе потому, что вступление в НАТО потребует выполнения целого ряда не таких уж простых и легких условий, что в конечном итоге сделает мир в целом лучше и безопаснее.

НАТО — это механизм расширения сферы безопасности и стабильности. И, на мой взгляд, появление подобного рода мнений в российской политологической мысли ясно говорит о том, что в России тоже появляется стремление быть частью безопасного и стабильного мира. Хотя в подобных вопросах окончательное решение всегда зависит от того, кто стремится найти свое место в более крупной организации. Мы помним, что когда Польша вступала в НАТО, Запад не кричал сразу «браво». Это был трудный путь. Но свобода, безопасность и стабильность становятся еще ценнее, если они получены ценой серьезных усилий.

Поэтому я считаю, что в этом вопросе необходимы активные действия со стороны России, а также реальная заинтересованность Североатлантического Альянса.

— Россия говорит о перезагрузке и модернизации. А предпринимаете ли вы какие-то шаги, чтобы изменить отношения с Россией?
Валдис Затлерс: Для того, чтобы думать об углублении отношений, нам надо понять, что Россия понимает под «перезагрузкой» и «модернизацией». Что это — новая стрижка и стиль одежды или же все-таки структурные демократические преобразования? На этот вопрос мы не получили пока ответа, и мне кажется россияне еще сами его для себя не поняли