Израиль. Правые ходят слева

Израильтяне глазам своим не верят – правые заговорили о равных правах для палестинцев. Да может ли такое быть? Израильские правые известны своим ярым национализмом, и вдруг из правого лагеря посыпались такие заявления, которые раньше можно было услышать только от самых отчаянных левых радикалов.

Спикер Кнессета Руби Ривлин заявил, что «лучше дать палестинцам гражданство, чем разделить страну». Бывший министр обороны Моше Аренс тоже готов дать палестинцам Западного Берега израильское гражданство. Нечто похожее предложил и крайне правый министр иностранных дел Либерман. Это – тяжелая артиллерия израильской политики и правого лагеря. А за ними идет и второй ряд политиков. Член Кнессета Циппи Хотовели, лидер поселенцев Цви Элицур, рабби Фроман из Текоа, и даже основатель поселенческого движения Ханаан Порат.

Они предлагают – с различными оговорками – предоставить двум с половиной миллионам палестинцев Западного Берега израильское гражданство и все гражданские права. «Пусть и палестинец из Наблуса сможет приехать и съесть мороженое в Тель-Авиве», говорят они. Об этом сообщил в появившейся в газете «Гаарец» статье «Эндшпиль» (Endgame) Ноам Шейзаф.

Это удивляет потому, что на протяжении многих лет, с 1967 года, израильские политики – как левые, так и правые – предпочитали другую игру. Они ели торт, сохраняя его в целости, как говорят англичане. Они полностью господствовали во всей Палестине, распоряжаясь ее землей и людьми, и в то же время отказывались назвать ее своей и дать равные права жителям захваченных территорий. Это, пожалуй, уникальный случай в новое время.

Мало ли кто захватывал территории и присоединял их! Сталин присоединил Западную Украину и Западную Белоруссию – но он дал всем жителям этих земель полное советское гражданство. Англичане удерживают Северную Ирландию – но и тамошние жители имеют все права. Но израильтяне придумали более хитрый и подлый вариант.
Территории, вроде бы, оккупированные, поэтому жителям не дают никаких прав, но и конвенций по оккупации израильтяне не соблюдают, потому что они, эти территории, «колыбель еврейского народа». В результате у палестинцев отбирают земли, загоняют их в резервации, и отделываются словами о том, что раньше или позже возникнет независимое палестинское государство. Это называется «план двух государств».

Сионистская правая тормозила реализацию этого плана, тянула время, ссылаясь то на «отсутствие партнера», то «дорожную карту», то на сложный ход переговоров с палестинскими лидерами. Израильская сионистская левая выполняла важную и довольно несимпатичную функцию в этой игре – она делала вид, что фикция отдельного палестинского государства достижима. Так они протянули сорок лет с гаком, и за это время положение палестинцев постоянно ухудшалось.

Чтобы сорвать долгоиграющую игру в «два государства», левые антисионисты-радикалы (вроде автора этой статьи) придумали план «Единое Государство», по которому на всей территории Палестины и Израиля права всех жителей – евреев и неевреев, палестинцев и иммигрантов — будут равны. То есть палестинцы станут гражданами, и в результате возникнет нормальная страна, как все страны на свете. Для реализации этого плана не надо переговоров, не надо дорожных, географических или игральных карт. Достаточно дать всем равные права, а это было сделано в большинстве стран мира сто лет назад, если не двести.

Еврейские лидеры никогда не хотели равноправия в Палестине, потому что в условиях демократии и равноправия они не смогли бы делать все, что хотят, никого не спрашиваясь. Поэтому они пошли на раздел Палестины в 1948 году, и сохранили статус «оккупированных» для захваченных ими земель.

Их устраивала концепция «титульной нации», знакомая нашему читателю по некоторым бывшим союзным республикам. Но эта концепция безнадежно устарела, и оправдывать ее стало все труднее. Надо придумывать новые фокусы.

Один из фокусов – растянуть на годы процесс интеграции и предоставления гражданства. Если в игру с «планом двух государств» можно было играть сорок лет, почему бы теперь не поиграть еще сорок лет в «план одного государства»?
Так, один из правых «новых интегристов» Ади Минц, один из руководителей поселенцев, предлагает аннексировать 60% Западного Берега и дать 300.000 палестинцев гражданство. Это слишком мало и слишком поздно. Ни один палестинец с таким планом не согласится – потому что он оставит большинство палестинцев вовсе без земли. Но и более «великодушные» интегристы не хотят брать Газу, где мало земли и много жителей.

Это мне напоминает попытки моего трехлетнего сына съесть только котлету и оставить гарнир на тарелке, а потом прямо перейти к десерту. Приходится сказать: «Нет, ты съешь все, что лежит на тарелке».

«Если вы хотите землю, берите ее вместе с людьми». Так ответил Джон Глабб-паша евреям в 1948 году. Командующий Арабским Легионом, главной боевой арабской силы в той войне, был вынужден уступить евреям долину Ара, а евреи хотели взять долину без людей. Глабб сказал, что он лучше будет драться до последнего, но не согласится на депортацию. Евреи поспорили и согласились. Так крестьяне долины Ара остались в своих домах и на своих полях, получили израильское гражданство и по большому счету не прогадали.

Это приемлемая модель. Захватил – дай равные права, как сделал еще Александр Македонский. А выхватывать лакомые кусочки из тарелки даже в трехлетнем возрасте некрасиво.Из-за этих приемчиков некоторые сторонники интеграции сомневаются в искренности правых реформаторов. Так, Гилад Ацмон (книги которого выходили в России) считает, что это «очередная сионистская разводка, внедренная для того, чтобы посеять сомнение».

Конечно, такая опасность есть. Этим людям важна идея еврейской исключительности. Но с другой стороны они могут, в конце концов, понять преимущества одного государства от моря и до реки Иордан перед нынешней схемой вооруженного еврейского гетто и цепочки арабских бантустанов. Ведь план единого государства – не апокалиптическое видение конца света, но реальная выполнимая и взаимовыгодная политическая программа.

Единое государство – это хорошо для палестинцев, и большинство предпочтет такое решение формальной палестинской «независимости» под Махмудом Аббасом или даже под Исмаилом Хание. Но единое государство хорошо и для евреев. Оно хорошо для еврейских бизнесменов и израильской экономики: расширится рынок труда и услуг, увеличится число потребителей, прекратится конфликт с арабским миром, нефть потечет в Хайфу, пойдет транзит грузов, весь Ближний Восток станет доступным для израильских бизнесменов.

Интеграция хороша для бизнеса, и интеграция хороша для евреев. Единое государство хорошо и для восточных евреев, потому что они смогут найти себя в родном арабском мире. Хорошо оно и для русских в «Израиле», где их все равно считают «второсортными евреями». Единое государство хорошо для поселенцев, потому что они смогут спокойно жить в своих домах, не опасаясь выселения. Честные евреи обретут душевное спокойствие. И вообще, евреи прекрасно выживают и без преимуществ, которые им дает израильский закон. Короче, евреям не приходится страшиться интеграции.

Если единое демократическое государство возникнет, навряд ли многие евреи вспомнят с острой ностальгией нынешнее положение. Ведь и белые в Южной Африке, которых пугали резней и прочими страстями, не жалеют об утраченной стране апартеида – им стало лучше.

Почему это до сих пор не произошло – вопрос психологии, а не реальной политики. С легендарных времен Эзры-книжника иудеи пытались сохранить свою обособленность. Так, Эзра прогнал все пары, состоявшие в смешанных браках, и с тех пор страх смешанных браков, которые «загрязнят» чистую еврейскую кровь, остался парадигматическим.

Большинство иудеев России и Америки 20-го века вступили в смешанные браки, но «Израиль» был создан теми, кто был против смешения рас. Поэтому на днях палестинец, выдавший себя за еврея и переспавший с еврейкой по обоюдному желанию, получил полтора года тюрьмы. Поэтому в поселение, где живет Авигдор Либерман, не пускают «нечистокровных» русских евреев – детей смешанных браков.

Обращение в иудаизм ничего не меняет: так, один из ведущих раввинов Иерусалима рабби Амрам Блой женился на француженке, принявшей иудаизм, и был подвергнут остракизму за мезальянс и смешение крови. В наши дни, вместо крови говорят «ДНК», и во многих институтах пытаются выявить «чистый еврейский ген». Так что евреи-националисты разделяют страх Гитлера перед «порчей чистой расы». Они боятся, что мир с арабами приведет к смешанным бракам, и предпочитают войну.

Но этот воинственный расистский национал-социалистический иудаизм порядком устарел. В Тель-Авиве его размывает американизация, а на Западном берегу, среди поселенцев, его подрывает благотворное влияние палестинского ландшафта. Поселенцы живут в самых красивых уголках горной Палестины, и со временем на лучших из них это не может не влиять.

Конечно, среди поселенцев много моральных уродов, таких, как рабби Ицхак Шапира, призвавший убивать детей гоев. Но есть и люди, для которых любовь к земле пересилила манию чистой крови. На таких людей могла повлиять и ставшая бестселлером и на иврите, и по-русски книга профессора Тель-Авивского университета Шломо Занда «Кто и как изобрел еврейский народ» (русское издание – ЭКСМО, Москва 2010), которая подрывает веру в «чистую и древнюю еврейскую расу». Для того, чтобы остаться в своих домах, они готовы смириться и зажить вместе в мире со своими соседями, как живут евреи во всем мире. Палестинцы знают, что не все поселенцы одним мирром мазаны.

Так, православный палестинский писатель Раджа Шехаде завершил свою искреннюю книгу «Прогулки по Палестине» (Palestinian Walks) встречей с молодым поселенцем, пришедшим к горному ручью, чтобы спокойно покурить. Разговоры о «двух государствах» все равно ни к чему не ведут, а шаги в сторону интеграции нужно поощрять, не впадая в эйфорию и не позволяя оптимизму взять верх над здравым смыслом.

Надо четко сказать новым интегристам: минимум, о котором можно говорить, это вся Палестина и все палестинцы, живущие в Палестине. Этот минимум – куда меньше того, что хотят палестинцы, потому что они вполне оправданно хотят возвращения своих родных — беженцев из Ливана, Сирии и Иордании. Они также хотят, чтобы им вернули дома и собственность, конфискованные евреями с помощью расистских законов, в первую очередь закона о собственности отсутствующих лиц. Но эти вопросы можно отложить до той поры, когда палестинский электорат вырастет до четырех миллионов.
Нереальна и задумка отделаться от Газы. Жители Газы – беженцы из Яффы и Ашдода – связаны кровными узами с прочими палестинцами. Да и смысла в отделении нет. Жители Газы – трудолюбивые и упорные люди, многие получили хорошее образование, и в нормальных обстоятельствах Газа может еще превзойти Тель-Авив как урбанистический центр Побережья. Но можно представить себе, что интеграция Газы растянется на два-три года.

Читателя может удивить, что идею интеграции подхватили правые, а не левые сионисты. Но для нас, израильтян, это не странно. Сионистская левая привела к Накбе, палестинской Катастрофе в 1948 году, и основала множество колоний на Западном Берегу и в Газе при Рабине и Бараке. Сионистская левая придумала лозунг апартеида «Мы здесь, а они там». Министр-социалист Хаим Рамон стал создателем Стены, превратившей палестинские территории в тюрьму. Моральное падение сионистской левой привело и к ее организационному коллапсу.

Более того, и в Южной Африке апартеид ликвидировали не белые либералы. Интеграция Южной Африки была произведена Национальной партией, создавшей апартеид в 1948 году. Либерализм никуда не ведет – так было и в Алжире, где де Голль сумел разрубить гордиев узел, затянутый поколениями правых и левых.

Известный израильский левый деятель Ури Авнери не верит в планы правых. Ведь правые полны решимости сохранить «еврейское демократическое государство». А это значит, государство, демократическое для евреев и еврейское для прочих. Оно, конечно, верно, но прогресс сможет решить проблемы в свой черед. Когда Линкольн освобождал негров от рабства, он не ожидал, что сын африканца займет его место в Белом Доме, но это произошло.

Ярлык «еврейского государства» не должен пугать. Есть в составе России Еврейская Автономная Область Биробиджан, и ничего, там евреи и неевреи живут в мире и без проблем и дискриминации. Пусть лучше общее государство всех жителей единой Палестины будет называться «Еврейское кошерное государство Израиля», но в нем будет пять миллионов палестинцев со всеми гражданскими правами, чем государство будет называться свободным и демократическим, но без палестинцев.

Поэтому меня не смущают доводы Авнери. Противники интеграции хотят в первую очередь сохранить «еврейский характер государства», но на мой взгляд, с этим анахронизмом пора покончить. Если к этому поведут правые – ахалан ва сахалан, добро пожаловать. Но, конечно, за ними нужен глаз да глаз мирового сообщества.