В Белоруссии готовятся к выборам нового президента

В Белоруссии на этой неделе начался политический сезон — дата президентских выборов в республике еще не объявлена, но ситуация меняется на глазах — действующий президент Александр Лукашенко должен быть переизбран не позднее февраля 2011 года, однако собиравшийся на этой неделе парламент Белоруссии дату новых выборов не назвал. И власти и оппозицию волнуют сегодня другие, не процедурные вопросы.

На этой неделе в Минске многие ожидали, что главной темой будет начало президентской кампании. Но белорусской оппозиции суждено было собраться по другому поводу. На кладбище. Прощались с молодым оппозиционером Олегом Бебениным.

Федор Павлюченко был одним из последних, кто говорил с Олегом в день его загадочного исчезновения.

Федор Павлюченко, друг Олега Бебенина: «Он меня все утро уговаривал пойти в кино. Он хохмил, показывал трейлеры, рассказывал про этот фильм и, в принципе, мы договорились встретиться в 8 вечера возле кинотеатра «Октябрь».

Но пока друзья напрасно ждали Олега в центре города, жители деревни Перхурово под Минском видели его машину.

Журналиста Бебенина искали сутки. Но нашли лишь его тело: на даче, висящим в петле. Друг Олега, Федор Павлюченко, стал понятым, когда приехала милиция.

Федор Павлюченко, друг Олега Бебенина: «Олег висел в петле на полусогнутых ногах, упирался в пол. Рядом валялся табурет. Скрестил ноги и повесился? Зачем нужен табурет в этом случае, я не понимаю».

Никакой предсмертной записки, никаких свидетелей и главное — никаких мотивов. На даче ничего не тронуто».

Федор Павлюченко, друг Олега Бебенина: «Возле кресла картинно стояли две бутылки белорусского бальзама и одна рюмка. Знаете, впечатление, что вот специально поставлено, чтобы никто уже не сомневался, что человек выпил».

Эта детективная, загадочная история смерти известного оппозиционера для белорусских следственных органов оказалась очевидной.

Татьяна Калинина, старший помощник прокурора Минской области: «Поскольку у нас версия самоубийства продолжает оставаться основной — отрабатываются, проверяются мотивы и причины, которые могли привести к самоубийству».

Олег Бебенин был создателем независимого сайта «Хартия», организатором акций протестов, в том числе в память о пропавших оппонентах президента Лукашенко. Олега самого вывозили в лес и угрожали расстрелом. В последние месяцы он был координатором предвыборной кампании будущего кандидата Андрея Санникова.

На следующий день после похорон белорусский парламент собрался на внеочередную сессию. Агентства уже приготовились передавать главную новость. Но депутаты голосовали лишь за новый бюджет.

Белорусский парламент так и не назначил дату президентских выборов, которые по Конституции должны пройти не позднее февраля. Белорусские власти медлят и не хотят давать начало официальной кампании. Возможно потому, что нет однозначного решения, кто будет главным кандидатом, то есть пойдет ли Лукашенко на четвертый срок.

Раньше бы такая интрига даже не обсуждалась. А сегодня газеты в Минске всерьез публикуют портреты возможных преемников. Премьер-министр, глава администрации президента или старший сын Виктор Лукашенко… Но зачем вообще «бессменному батьке» понадобился преемник?

Владимир Некляев, лидер гражданского движения «Говори правду!»: «Власть не определилась, как ей быть, что ей делать. С 1 января начнутся очень существенные проблемы. Это и подписание новых договоров, это, если он захочет иметь западные кредиты, девальвация рубля и множество других неприятных вопросов».

О том, что белорусское государство — банкрот перед выборами, с экрана, конечно, не скажешь. Пока оппозиция в трауре — Лукашенко вместе с младшим сыном Колей уехал из столицы в тур по колхозам.

Александр Лукашенко: «Значит, по кукурузе мы определились, по картофелю определились, по луку мы работаем немного, чеснок тоже».

Как будто ни одна овощная культура не выросла в этой стране без участия президента. В его честь действительно назвали новый сорт картофеля — «Батька».

Но независимые опросы показывают, что в случае выборов он больше не батька, проигрывает в первом туре. Белорусского писателя и политика Владимира Некляева называют на этих выборах основным конкурентом Лукашенко. Некляев уверен, что тот сейчас ищет не только преемника, но и деньги.

Владимир Некляев: «Без взаимодействия с Россией никакое экономическое развитие Беларуси невозможно, а если невозможно экономическое, невозможно никакое».

В Москве уже дали понять, что рассчитывать на перепродажу дешевой нефти Лукашенко не стоит. Этим летом отношения братских республик мало напоминали партнерские.

Масла в огонь подлила история с нападением на российское посольство в Минске. Лукашенко предположил, что «коктейль Молотова» в здание дипмиссии — это операция российских спецслужб. МИД из Москвы ответил нотой протеста.

Александр Суриков, посол России в Белоруссии: «Это плохо, когда демонстрируется готовность политических кругов к дальнейшей конфронтации. Очень плохо. Все обвинения должны оставаться межгосударственные за кадром, в процессе переговоров».

На этой неделе стало известно, что нападавшие на посольство задержаны. Это оказались не агенты спецслужб, а белорусские студенты.

Татьяна Францкевич, мать задержанного: «С ребятами они готовили еду — раздавали обездоленным людям, они ходили в детский дом — покупали подарки, покупали игрушки детям. Взяли шефство над группой детей-инвалидов».

Настя, подруга задержанных: «Это просто люди с активной гражданской позицией. Ни в каких таких поджогах никто бы не участвовал».

Студенты-волонтеры арестованы. А в этот вторник неизвестные снова забросали «коктейлями Молотова» на этот раз минский следственный изолятор.

О том, что предвыборная кампания в Белорусии все-таки началась, говорит один факт. На этой неделе только в Минске были задержаны десятки людей. Молодежь, которая устраивала в городе бои подушками, и студенты, которые решили сходить на отборочный матч Чемпионата Европы в майках с надписью «Правда победит».

Смерть оппозиционера Бебенина и аресты привели к обратному эффекту. Желающих протестовать оказалось неожиданно много, а запрещенные майки стали нарасхват. Растяжки со словом «правда» по-партизански вывешивались в центре белорусской столицы. Студентка Юлия Мешич, зная об арестах, спрятала свою «Правду» под плащ и решила пойти на хоккейный матч.

Хоккей Юля так и не посмотрела. Она вышла ночью из отделения милиции, майку у нее забрали. Но Юля уверена, что правда все равно победит.