Политики и политологи обсудили перспективы модернизации в РФ

Главным политическим событием минувшей недели стал прошедший в Ярославле международный форум на тему «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности». На этом форуме выступил Президент России Дмитрий Медведев — он подтвердил неизменность курса на модернизацию нашей страны и заявил, что эта модернизация невозможна без участия всего общества.

Ярославль на несколько дней стал центром политической жизни, причем не только российской, но и мировой. Ведь именно здесь уже второй год подряд проходит мероприятие, которое из конференции переросло в мировой политический форум и только в этом году привлекло внимание более 500 политиков из России и зарубежья, среди которых были и премьер Италии Сильвио Берлускони, и Президент Южной Кореи Ли Мен Бак.

Как и год назад, такой интерес во многом связан еще и с участием в нем Президента России Дмитрия Медведева, чье прошлогоднее выступление потом еще долго обсуждали в стране и за рубежом. Причем тогда тему для широкой дискуссии, по сути, определил сам Президент, опубликовав буквально за несколько дней до открытия конференции статью «Россия, вперед!». Возможно поэтому, спустя год, для подведения некоторых итогов этих обсуждений Дмитрий Медведев выбрал именно Ярославль.

Дмитрий Медведев: «В число самых важных политических приоритетов попала модернизация экономики, технологическое производство. Этот новый курс был провозглашен мною год назад, и в принципе он встретил полную поддержку со стороны всех политических и общественных сил, никто не сомневается в том, что модернизация необходима, я не слышал ни от одной политической силы, что мы категорически против, мы хотим все законсервировать. Спор идет в отношении институтов, возможностей, сил, в отношении темпов. Конечно, нам всем бы хотелось, чтобы все это происходило быстрее, но есть законы общественного развития, есть наши собственные возможности, есть, наконец, ментальность, которая в каждой стране своя. Мне хотелось бы, кстати, отметить и высокий интерес, который проявляют наши партнеры к модернизации, мы благодарны за это, и очень рассчитываем на вашу поддержку».

Тема этого форума — «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности». Во время круглых столов, где обсуждались эти вопросы, о демократии в России говорили особенно много, отмечая как позитивные, так и негативные стороны ее развития в современной России.

Дмитрий Медведев: «Я категорически не согласен с теми, кто утверждает, что в России нет демократии, что в ней господствуют авторитарные тенденции. Это не так. Россия, вне всякого сомнения, является демократией. В России есть демократия. Да, она молодая, незрелая, несовершенная, неопытная, но это все-таки демократия. Мы в самом начале пути. И в этом плане нам есть над чем работать, но мы свободны. Я не только верю в демократию, как в форму управления, не только верю в демократию, как форму политического режима, но верю и в то, что демократия в прикладном плане способна избавить от унижений и бедности миллионы людей и в нашей стране, и миллиарды людей в мире».

В ходе этого выступления Дмитрий Медведев назвал 5 критериев, на основе которых, по его мнению, должно строиться любое государство, претендующее на звание современного. Главенство закона в этом списке заняло первое место. А второе — развитие высоких технологий, которые позволяют делать жизнь людей богаче, и тем самым бороться с бедностью.

Дмитрий Медведев: «Бедность является одной из главных угроз демократии, ведь очевидно, что бедный человек не может быть свободным. Попытки насаждения внешних демократических форм в бедных обществах – а так бывало и сейчас бывает, и мы знаем эти страны – очень часто приводит либо к хаосу, либо к диктатуре. Наряду с поощрением политических преобразований в таких странах надо содействовать их экономическому развитию. Именно это происходило в нашей стране в 90-е годы. Еще недавно, в период массовой бедности, порожденной первым этапом реформ, само слово «демократия» в России приобрело негативный смысл, в каком-то плане превратилось просто в ругательство. Теперь, после нескольких лет устойчивого экономического роста, мы имеем и более высокий уровень жизни, и российская демократия в этом плане стала более понятной, если хотите, стала рентабельной».

3 других критерия, названные Президентом: борьба с коррупцией, повышение уровня культуры и образования. Это в свою очередь, и на этом особенно подробно остановился Президент, есть основа для 5-го критерия, без которого не может развиваться современное демократическое общество.

Дмитрий Медведев: «Мне уже приходилось называть очень тяжелым нашим недугом широко распространенные в нашем обществе так называемые патерналистские настроения. Уверенность, что кто-то должен решить проблему за тебя – государство или кто-то другой, но не каждый на своем месте – очень сильно зачастую отбрасывает нас назад. Как эти ни удивительно, но даже в нынешнем веке, в ХХI веке, очень многим у нас нравится говорить о том, что они несвободны, унижены, от нас ничего не зависит. Это имеет разное происхождение. Такая позиция она может быть удобной. Ведь если ты ничего не можешь – ты ни за что не отвечаешь. Не только за государство, но даже за свою семью. Это очень удобная позиция. Но она опасная. К счастью, все большое количество граждан в нашей стране рассуждает иначе. И полагается не только на государство, а прежде всего на себя. А значит, у нас в стране у демократии есть будущее, как есть будущее у демократии в мире».

Это выступление Президента Дмитрия Медведева многие политологи сразу назвали «программным». По сути, как и в случае с прошлогодней статьей «Россия, вперед!», названные Президентом стандарты — это цель государства на ближайшие годы.

Дмитрий Медведев: «Возникает вопрос, соответствует ли этим стандартам Россия? Я могу честно сказать: только в определенной мере, не до конца. Но я уже сказал, мы в начале пути, и все присутствующие в зале это отлично знают».

Знали об этом и те, с кем Дмитрий Медведев встретился за несколько часов до своего выступления. В небольшом зале зарубежные и российские политологи тоже говорили с Президентом и о темпах модернизации, и о том, как изменилась страна за последние десятилетия.

Дмитрий Медведев: «Я когда общаюсь со своим сыном, я понимаю, что он многих вещей просто не знает, он их никогда не видел. Он никогда не видел пустых полок, он никогда не видел черно-белой картинки программы «Время», когда выступает Генеральный секретарь ЦК КПСС, он никогда не видел парткома живого. Он этого не видел. Но я не к тому, что это нужно, но это нужно знать обязательно — то, от чего мы ушли. Поэтому тот, кто говорит, что мы находимся в тоталитарной системе, тот или лукавит, или у него хреновая память».

Спектр вопросов, которые были заданы во время этой встречи, был очень широким. Присутствующих интересовало и то, как Россия заботится о развитии своего образования, на которое, по заявлению Дмитрия Медведева, государство денег не жалеет, и к чему может привести ограничение прав и свобод. Также Президента спросили и про ситуацию на Кавказе.

Дмитрий Медведев: «Главное, не нагнетать страсти, не говорить о том, что все, конец, с Кавказом ничего сделать нельзя, это бесконечно кровоточащая рана, людей там не изменить, они не хотят работать, они хотят бегать с автоматами в руках по лесу. Это вранье, это неправда. Люди хотят нормально жить и на Кавказе тоже. Нужно создавать нормальные институты, нормальные инструменты, давать возможность людям получить образование и заработок. Властям на Кавказе не нужно прятаться, они не должны сидеть в своих дворцах. Они должны разговаривать с людьми, они должны разговаривать с людьми, в том числе и с теми, которые по каким-то причинам с ними не соглашаются, и это, кстати, даст возможность этих людей, может быть, вернуть к нормальной цивилизованной современной жизни. С бандитами церемониться нечего, их надо уничтожать, и ничего другого человечество не придумало. Демократические правила в такой ситуации сворачиваются до Уголовного кодекса».

Для зарубежных политологов, которые приняли участие в общении с Дмитрием Медведевым, эта неделя вообще получилась весьма насыщенной.

Еще 6 сентября, в рамках прошедшего форума политического клуба «Валдай», зарубежные политологи также задавали свои вопросы и премьер-министру России Владимиру Путину. Формально темой для общения стал доклад «О развитии России», который и передали главе правительства. Сама беседа проходила в неформальной обстановке за ужином. Но вопросы, которые задавали Владимиру Путину, были отнюдь не праздными. Английский политолог Джон Пит своим первым вопросом, по сути, задал тон этой беседы.

Джон Пит, главный редактор журнала «Экономист» (Великобритания): «Как вы считаете, может, сейчас пора подтолкнуть модернизацию в России, потребовать создания более внятных реформ и, возможно, продолжить более активно бороться с коррупцией?»

Владимир Путин: «Ну, конечно, всем бы нам хотелось, чтобы это движение было более мощным, более эффектным, но наша задача не эффекты создавать, а сформулировать такие стабильные условия развития страны, чтобы обеспечить это поступательное развитие без всяких скачков. Нам скачки не нужны ни вверх, ни вниз, ни вправо, ни влево — мы уже в свое время около 20 лет назад наскакались в разные стороны. Нам нужна стабильная спокойная обстановка, которая обеспечила бы поступательное развитие. И в целом, я считаю, нам удается это сделать».

Что еще удается сделать, Владимир Путин объяснял, отвечая на следующий вопрос этой встречи, когда его спросили о том, как страна пережила экономический кризис.

Владимир Путин: «Вы знаете, вот самый главный показатель того, удается нам чего-то или не удается — один из во всяком случае важнейших показателей — это настроение граждан, которое отражается впрямую в демографии. Вот совсем недавно считалось, что Россия не способна выйти из демографического тупика. За несколько последних лет, не могу сказать, что мы довольны тем, что происходит в этой сфере, но все-таки совершенно очевидны позитивные сдвиги происходят. Растет рождаемость, снижается смертность. За 4 года мы на 5 лет увеличили ожидаемую продолжительность жизни в России. Ну, это почти скачок. Впервые в прошлом году у нас не снизилось количество граждан, не снизилось население страны. И впервые вообще за последние 15 лет у нас устойчиво растет рождаемость. Это все говорит о том, что несмотря на кризис, это происходит в условиях кризиса, горизонт планирования у российских семей увеличивается. Люди все-таки чувствую себя более стабильно».

Еще один показатель, на который Владимир Путин обратил внимание, отвечая на вопросы, это увеличение зарубежных инвестиций, которые за первое полугодие 2010 года уже составили 21 миллиард рублей. Но собравшиеся отметили, что инвестиции были бы куда внушительнее, если бы законодательство России в этом вопросе было бы мягче.

Владимир Путин: «Я не думаю, что российское законодательство является более консервативным с точки зрения доступа иностранных инвесторов к стратегическим объектам, чем законодательство любой другой европейской страны, либо Соединенных Штатов. Вот нефтегазовый сектор, о котором сегодня упоминали уже здесь, является сегодня такой курицей, которая приносит нам золотые яйца. Это в общем и целом значительная часть российской экономики. И мы сюда допускаем всех. У нас все мировые компании работают. Я не уверен, что в такие же жизненно важные сферы все другие государства мира так же допускают либерально иностранных инвесторов. Мы это делаем».

Ставшая уже традиционной тема обсуждения поставок энергоресурсов прозвучала и на этой встрече. Путина спросили о доходах на газ, которые, по мнению зарубежных экспертов, в этом году могут быть ниже, чем в предыдущем.

Владимир Путин: «Наши производители должны быть более эффективными. Вот и все. И никакой катастрофы здесь мы не видим. Ну, где-то у них снизятся доходы, а где-то повысятся. С учетом роста энергопотребления в мире я вообще не вижу никаких проблем. Вам хорошо известно, что по оценкам специалистов, которые занимаются мировой энергетикой, рост потребления энергоресурсов будет постоянно возрастать, но при этом структура потребления меняться почти не будет, несмотря на предпринимаемые усилия по альтернативным видам топлива. Ну, какое-то изменение будет, но незначительное, незначительное. Вы не посадите на ветровую электроэнергию крупные электростанции, как бы этого ни хотелось. В ближайшие десятилетия это невозможно».

На эту встречу с главой правительства приехали представители из 17 государств. И по сути, каждого в первую очередь интересовали вопросы, связанные со страной, которую представлял участник. Так политолог из Турции Синан Оган спросил Владимира Путина о проблемах строительства газопровода «Набукко».

Владимир Путин: «Самая главная проблема «Набукко» — отсутствие гарантированного объема необходимого продукта в этой газовой трубе. Нет источников заполнения системы «Набукко», гарантированного источника заполнения газом. Непонятно, откуда он возьмется. Россия туда поставлять в эту трубу ничего не будет, в Иране эти месторождения пока не разработаны, другой возможный источник — Азербайджан, объемы там маленькие. И кроме всего прочего, Азербайджан сейчас подписал с нами контракты на поставку в Россию. Есть Туркмения. Пока не ясны возможности Туркмении по объемам, поскольку с территории Туркменистана проложен газовый маршрут в Китай на 30 миллиардов кубических метров газа. Способна ли будет Туркмения заполнять «Набукко», непонятно».

Это общение продолжалось почти 1,5часа. Но за это время премьер смог ответить лишь на часть вопросов.

Профессор одного из французских университетов Арно Калика, который был участником этой встречи, объясняет, что все равно беседа получилась очень насыщенной и лично для него более чем исчерпывающей. Ведь после этой встречи он еще съездил в Ярославль, где ответы на другие вопросы он, как и многие его коллеги, смог получить от Президента России Дмитрия Медведева.