Кому выгодна дестабилизация Центральной Азии?

«Идеальный шторм» Центральной Азии….. Флоренция. Дину Эйчесону — государственному секретарю при президенте США Гарри Трумэне — нравилось цитировать друга, который говорил, что работа в правительстве его пугает, но находясь вне правительства, он обеспокоен. Всех нас, кто не посвящен в скрытые сложности военной интервенции НАТО в Афганистан, ситуация там – и во всей Центральной Азии – крайне беспокоит.

Поскольку президент Афганистана Хамид Карзай, как говорят его критики, находится на грани того, чтобы выбросить жребий с Пакистаном и «Талибаном», Пентагон оповестил о боязни того, что война может распространиться за пределы пуштунов в сторону таджикских и узбекских районов на севере страны. По имеющимся сведениям, США строят «Комплекс для специальных операций» стоимостью в 100 млн. долларов США недалеко от Мазари-Шарифа.

Также Америка планирует построить подобный «Антитеррористический учебный центр» недалеко от кыргызского города Ош, который в июне стал местом вспышки самого худшего межэтнического конфликта между узбеками и кыргызами в Ферганской долине Центральной Азии со времен распада Советского Союза. В результате конфликта погибло несколько сотен человек, были уничтожены целые кварталы, 400 тысяч человек обратились в бегство.

Единого мнения и согласия о том, кто спровоцировал конфликт, не существует. В число возможных виновников трагедии входят русские, семья свергнутого президента страны Курманбека Бакиева и преступные группировки в Кыргызстане и соседних странах.

Самым предпочитаемым кандидатом в виновники является Исламское движение Узбекистана (ИДУ) — группа, которая в прошлом была союзником «Талибана» и вела активную деятельность по всей Центральной Азии, включая Афганистан. ИДУ, как сообщают, также успешно проводила вербовку на севере Афганистана. Но независимо от того, куда они направляются или что они делают, самой главной мишенью ИДУ является президент Узбекистана Ислам Каримов.

Каримов, со своей стороны, во время июньских событий в Кыргызстане повел себя необычайно мудро и прозорливо. В отличие от своих соседей он открыл границу для отчаявшихся беженцев, главным образом женщин, детей и пожилых. Беженцами были узбеки, и у Каримова было серьезное основание опасаться возможности возникновения более масштабного кризиса в Узбекистане, в котором также проживают таджики, кыргызы и, безусловно, миллионы узбеков, которые могли восстать из-за преследования своих сородичей в Кыргызстане.

Это в порядке вещей в Ферганской долине. Как в большей части Центральной Азии, в том числе в Афганистане, национальные границы, анклавы и эксклавы разделяют различные группы, которые исторически были смешаны в один общий регион. Политические границы имеют большое влияние на экономику и культуру региона. Различия, настоящие или созданные, могут быть с легкостью преувеличены и использованы.

Необоснованность ситуации в Ферганской долине привлекла внимание Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая имеет большой опыт в разрешении сложных приграничных конфликтов на Балканах и других местах. И случилось именно так, что председателем ОБСЕ стал соседний Казахстан, а позднее в этом же году он проведет саммит ОБСЕ в своей столице. Однако ОБСЕ была практически бессильна во время кризиса в Кыргызстане, и только недавно ей удалось достичь соглашения с правительством страны об отправлении туда небольшой полицейско-консультативной группы. Несомненно, у ОБСЕ очень немного ресурсов в регионе для начала, но некоторые члены, в особенности Россия, не желали предоставлять ОБСЕ более значительной роли.

Узбекистан, которому следует радушно принимать любую возможную помощь и который, вероятно, не возражает против более расширенного участия ОБСЕ, тем не менее, тянет резину, предположительно из-за ревности к вниманию, которое получает Казахстан благодаря своему председательству в ОБСЕ. (Каримов и казахский президент Нурсултан Назарбаев – давние соперники).

Самым страстным сторонником возрождения ОБСЕ в настоящее время является Государственный департамент США. Такая позиция была занята не потому, что Госдеп хочет использовать возможность проверить политику «перезагрузки» с Россией, но еще и потому, что он рассматривает ОБСЕ в качестве важного компонента своей долгосрочной политики внедрения стабильности и хорошего правления в Евразии. По этой причине американские дипломаты усиленно выступают за то, чтобы ОБСЕ, и в частности Казахстану, дали заслуженный шанс. Это – достойная цель, однако не ясно, играют ли главные игроки в Центральной Азии – включая Китай, который молча, но твердо поддерживает Каримова – в той же самой команде. Особенно Узбекистан придерживался очень осторожной и двойственной тактики.

Даже если серьезный диалог с Узбекистаном имеется за закрытыми дверями – а новые инициативы Пентагона намекают именно на это – его незначительный, почти неопределяемый статус посылает смешанные сигналы, которые бросают вызов открытому, транспарентному и коллективному идеалу американской решимости и натиску по ОБСЕ.

Другой «взрыв» в Ферганской долине будет трудно сдержать, если кусочки заявленной и фактической политики не будут собраны вместе, и если в процесс не будут привлечены самые важные региональные лидеры. Среди первых жертв этого «взрыва» могут оказаться благородные стремления ОБСЕ и инвестиции НАТО в Афганистан. Об этом стоит беспокоиться больше всего, независимо от того, являетесь ли вы человеком в правительстве или нет.

(Кеннет Уэйсброд – историк из Института Европейского Университета, Флоренция).