В. Яворивский: оккупация ЧингизХАМА — не навсегда

Правящая ныне «бело-синяя» клика душит все украинское в Украине, сама не замечая, как ее крошечное в историческом измерении время подходит к концу — считает глава парламентского Комитета по вопросам культуры и духовности (фракция «БЮТ — Батьківщина») Владимир Яворивский. О том, когда и чем закончатся культурологические и не только эксперименты с Украиной — в эксклюзивном интервью «ВВ».

О пигмеях и политическом безумии

— Недавнее заявление министра образования и науки Дмитрия Табачника о том, что Голодомор 1932–33 годов не был геноцидом украинского народа и все это — выдумки иностранных историков, всколыхнуло почти всю общественность. Однако со стороны власти намерений изменить свое мнение не видно. Откуда ноги растут у такой позиции «ученого» министра?

— Сформировать ответ на этот вопрос в рамках логики, даже ложной, невозможно. Это политическая шизофрения. Этот так называемый министр образования стал сегодня основным агрессивным антиукраинским идеологом, который не знает никаких тормозов или ограничений. Табачник — это пигмей, который хочет что-то там «ампутировать» и выкинуть из истории.

Отрицание Дмитрием Табачником Голодомора как геноцида украинского народа и удаления самого этого факта из учебников истории — это пещерное тщеславие. Ведь из памяти и сознания людей Голодомор уже вычеркнуть невозможно. Эту страшную страницу в украинской истории пытались «забыть» на шестьдесят с лишним лет, но сегодня ее спрятать уже не удастся.

Конечно, сейчас многие ректоры вузов и директора школ будут выслуживаться, запрещая своим подчиненным говорить студентам и ученикам о Голодоморе. Но я убежден, что им от этого станет очень противно и стыдно уже в ближайшее время.

Еще одним позорным поступком Табачника стало игнорирование в школьных учебниках события под Крутами, в действительности очень знакового в украинской истории. Также из учебников выбросили Оранжевую революцию. Какой бы ни был позор «помайдання» в исполнении президента Виктора Ющенко, но сам по себе Майдан — удивительное событие в украинской истории, которое всегда будет упоминаться наперекор всем. Потому что впервые в 2004 году мир увидел Украину. До того это была некая «табула раса», «подбрюшье» России, «южные края». И только во время Оранжевой революции о нас заговорили все телеканалы мира: от Африки до Австралии показывали украинский народ, который вышел на Майдан с улыбающимися лицами, чтобы защитить свое достоинство.

— В последнее время во многих школах на востоке закрывают украиноязычные классы. Со стороны команды Януковича появляются все новые и новые инициативы по расширению прав русского языка. Дойдет ли дело до введения русского как второго государственного?

— Убежден, что властям не удастся это сделать. Ибо для этого нужно внести изменения в Конституцию голосами двух третей парламента. Конечно, у «Регионов» есть пакет голосов, которыми за 5 минут может быть принят бюджет или ратифицировано соглашение о сдаче Севастополя Черноморскому флоту России еще на 125 лет. Главное, чтобы Чечетов махнул рукой вверх, а не параллельно полу, над головами депутатов… Если подумать, что наш язык пережил около 300 царских циркуляров и указов коммунистических времен о его запрете и, несмотря на все это, выжил, то думаю, переживет и эту временную оккупацию ЧингизХАМА.

— А если в Раде будет сформировано конституционное большинство?

— Даже если в ВР будет создана, не приведи господи, коалиция из 300 «политических военнопленных», все равно я убежден, что не у каждого из них поднимется рука на самое святое, что есть у украинского народа, — язык. Я уже не говорю о том, что у нас есть общество, к великому счастью, еще не до конца запуганное. Поэтому, повторю, «протянуть» языковой вопрос не удастся. А вот «понадкушувати» они попробуют.

— Что вы думаете по поводу законопроекта «О языках в Украине», внесенного регионалом Александром Ефремовым, коммунистом Петром Симоненко и литвиновцем Сергеем Гриневецким?

— Он однозначно антиконституционный. Государственный украинский язык ставится в униженное положение. Если бы такой документ, не дай бог, приняли — это была бы детонация на всю Украину. Похожие проекты уже поступали в наш комитет. Эксперты, в том числе из Минюста, признавали, что они не отвечают Основному Закону. Сейчас, поскольку есть уже некая «традиция» переступания через Основной Закон, они идут напролом. Однако у меня есть надежда, что у спикера Владимира Литвина все же хватит ума не ставить этот законопроект в повестку дня.

Тем более что его появление является всего-навсего попыткой спасти стремительно падающий рейтинг лидера регионалов и партии в целом. Мол, смотрите, а кое-что из обещанного перед выборами мы выполняем!

Новый музей Шевченко можно ставить в Сахаре

— На День независимости Виктор Янукович открыл новое помещение музея Тараса Шевченко в Каневе. Вы уже высказывали свои довольно критические замечания по этому поводу. Если попытаться сформулировать коротко — во что превратился ныне музей?

— Реконструкция выхолостила национальную идею и дух Тарасовой горы. В принципе, это вписывается в идеологическую линию поведения Партии регионов: унизить Шевченко, нивелировать особый дух этого места… Обвинять тут только Президента было бы несправедливо. Думаю, немало постаралась его соратница Анна Герман.

Мы имели прекрасный проект Анатолия Гайдамаки под символическим названием «Тарасова дорога», поддержанный многими деятелями исскуства. Но все это было отвергнуто. Вместо этого для планирования пригласили большую подругу Анны Герман Ларису Скорик, которая и занималась реконструкцией музея.

Наш комитет обращался с личным письмом к Януковичу, в котором мы просили не торопиться с открытием музея. Однако на наше письмо ответил не Президент, а Анна Николаевна. Хотя я подозреваю, что в действительности письмо-ответ (довольно грубого содержания) писала г-жа Скорик. Весь его смысл — все будет сделано так, как мы решили.

Теперь придется возвращаться к ремонту снова, ведь то, что создала Лариса Скорик, могло бы стоять где-нибудь в Африке или Америке — только с другой «начинкой» внутри. В этом музее нет ничего национального, зато можно увидеть стихи Шевченко на потолке. Зачем? Чтобы ложиться на пол и читать их лежа?

Угрозы стартовавшего «шизона»

— Власть не скрывает намерений изменить Конституцию и укрепить президентские полномочия. Каким образом она вероятнее всего попытается это сделать — через отмену политреформы 2004 года или собирая 300 голосов в ВР?

— Главная задача власти сегодня — сфальсифицировать результаты местных выборов 31 октября. А вот конституционные вопросы, думаю, будут отложены. Была опасность их вынесения на референдум, чтобы в итоге сфальсифицировать его результаты, но вроде бы пока эта идея отвергнута.

Сейчас есть вариант собрать 300 человек в Раде. Хотя и это не обеспечит полного «перекраивания» Конституции, ведь, как я уже говорил, выбросить 10-ю статью и другие нациосозидательные вещи Основного Закона вряд ли удастся. Из нашей фракции, например, в лагерь власти может перейти еще максимум десяток человек. Так что 300 стойких своих «бело-синим» набрать не удастся.

Да и нужны ли самому Януковичу лишние хлопоты? Единственное, что ему наверняка хотелось бы изменить — это увеличить срок своего президентства до 7 лет.

— Оппозиция готова к местным выборам 31 октября?

— Мы не сидим в кустах. Закончился период летней политической прострации и начинается новый политический «шизон», как бы я это назвал. Избирательное законодательство очень запутанное, к тому же в комиссиях будет большинство от «Регионов» и их «пособников» — Яценюка и Тигипко. Как говорится, главное не как голосуют, а кто считает… Но мы сделаем все, чтобы выставить надежных и честных людей в комиссии всех уровней, особенно на Донбассе.

— Перед выборами власть пытается закрыть рот независимым СМИ, в частности «5 каналу», ТBi, у которых через суд забрали лицензии. Как бы вы оценили ситуацию со свободой слова в Украине?

— Небольшой штрих к ситуации. В течение восьми лет на первом канале Национального радио у меня была авторская программа «20 минут с Владимиром Яворивским». Не кокетничая скажу, что она была одной из самых популярных, получила «Золотой микрофон». На наш адрес поступали десятки тысяч писем с разными точками зрения: как патриотического содержания, так и антиукраинского, которые я зачитывал в эфире. Радиопередачу закрывал Кучма, после Оранжевой революции ее восстановили. А теперь закрыли снова. Без всяких оснований.

Что же касается суда, на котором решалась судьба упомянутых каналов, — я был там, и могу сказать, что это было жалкое зрелище. Карикатура на Фемиду. На региональном уровне происходит фактически то же самое, потому что многие журналисты и редакторы являются подневольными при сегодняшних жалких зарплатах.

— Какой выход из ситуации?

— К счастью, не все журналисты выслуживаются и занимаются самоцензурой, есть много ярких и объективных статей и репортажей. Поэтому остается надежда, что власти не удастся сломать независимые украинские СМИ. Но последнее слово остается за самими журналистами.