11 сентября помнят не только в США

Дата 11 сентября знаменательна не только подрывом башен-«близнецов» американскими спецслужбами, но и другими гораздо более значительными событиями в мировой истории, о которых нынче не модно вспоминать и устраивать сопливые митинги псевдосолидарности.

37 лет тому назад, 11 сентября 1973 года произошло одно из самых громких политических преступлений послевоенной эпохи — чилийский государственный переворот. Неслыханная по масштабам трагедия, унесшая жизни более 30 тысяч чилийцев и жизнь самого Сальвадора Альенде, погибшего в ходе бомбардировки и захвата предателями президентского дворца «Ла Монеда» в Сантьяго.

Выступая в конгрессе, после взрывов башен в Нью-Йорке, Джордж Буш заявил, что 11 сентября враги свободы совершили акт войны против США, атаковав, по сути, саму свободу. А что произошло в Чили осенью 1973 года? Акт войны против свободы чилийского народа. Так кто после этого главный враг свободы?

Защитники «демократии» в лице ЦРУ и президента Никсона, после законного прихода к власти в Чиле социалистической партии «Народное единство» во главе с Сальвадором Альенде, разрабатывают план по свержению не угодного капиталистической Америке чилийского лидера. Еще бы, ведь первое что сделал социалист Альенде — провел национализацию предприятий и банков страны, а также осуществил аграрную реформу, то есть экспроприировал земли крупнейших латифундистов и передал их крестьянам (более 3,5 млн. гектаров земли). Не секрет, что крупнейшие компании, корпорации, заводы и банки большинства латиноамериканских стран принадлежат американскому капиталу и Чили образца 1970 года — не исключение. А частная собственность капиталиста — это альфа и омега североамериканской демократии и неважно где эта собственность «лежит». Это означает, что американские корпоративные интересы превыше суверенитета любого независимого государства.

Администрацию Никсона не сильно озадачивает тот факт, что в ходе демократических выборов социалисты побеждают, потому что их поддерживает народ, чилийские трудящиеся. Ну а как работает американский бизнес на чужбине давно известно, например, из истории Кубы времен диктатуры Батисты. Управляемая империалистами элита действует в интересах своих хозяев с континента, в ущерб интересам собственного народа, как следствие это повальная нищета, неграмотность, высокая смертность и преступность, дифференциация общества по принципу — одним все, другим — йух с маслом, а также отсталая экономика и абсолютный ноль в развитии, и еще много другой антиромантики.

Кубинская революция в 1959 году сказала «нет» империализму и после победы призвала к диалогу мировое сообщество, однако оказалась в экономической изоляции, устроенной США, под давлением различного рода провокаций, диверсий и прочей мерзости, имя которой американская «дипломатия». Такая же участь постигла и народное правительство Альенде. Хотелось бы немного сказать о чилийской экономике 1970-1973 годов. За короткий период, Чили достигли довольно серьезных результатов. Прежде всего, это коснулось социальной сферы. Развивалось жилищное строительство, которое выросло в 1972 г. в 3,5 в сравнении с 1970 годом. Безработица сократилась к концу 1972 г. до 3% (в 1970-м она составляла – 8,3%). Прожиточный минимум вырос на 329 %, минимум заработной платы и пенсий — на 500 %, хотя конечно и с учетом параллельного роста цен. Но рост цен не «съедал» эти успехи, как, например, в РФ девяностых. Вива Альенде! Валовой национальный продукт (ВНП) вырос на 8,5%, в том числе промышленное производство – на 12% и сельскохозяйственное производство – почти на 6%.

Такой решительности от правительства Альенде штаты, безусловно, не могли терпеть сколь угодно долго и уже в 1972 году в ответ на национализацию имущества американских компаний в Чили (При том, что по большей части американская собственность была выкуплена!) США приняли экстренные меры по дестабилизации чилийской экономики – выбросили на мировой рынок по демпинговым ценам часть своего стратегического запаса меди и молибдена, лишив таким образом Чили (одного из крупнейших производителей меди) основного источника экспортных доходов. Демократический поступок, что сказать. Вследствие которого Чили не досчитались 160 млн. долларов экспортных поступлений. Но если бы это явилось вершиной подлости янки…нет, дальше больше. Активную деятельность развернули спонсируемые ЦРУ террористы из правых организации «Патриа и либертад», «Роландо Матос». Количество терактов исчислялось сотнями! Основной целью были объекты инфраструктуры, а следовательно — подрыв национальной экономики, что в итоге им удалось. Фашисты провели полтора десятка взрывов на ЛЭП и электростанциях, лишив электроэнергии (а в крупных городах и воды) 9 центральных провинций с населением в 4 млн. человек (фактически пол страны). Всего к августу 1973 г. ультраправые уничтожили свыше 200 мостов, шоссейных и железных дорог, нефтепроводов, электростанций, ЛЭП и других народнохозяйственных объектов общей стоимостью в 32 % годового бюджета Чили. Сам Господь Бог не справился бы с построением социализма в таких условиях! Хотя, конечно, клеветники всех сортов выливали ушаты грязи на правительство Альенде, упрекая в не состоятельности, мол, Альенде развалил экономику Чили. Хорошо, США — теракты 2001г. в Нью-Йорке. ЦРУ работает масштабно, теперь уже и у себя дома. Экономически тряхнуло тогда благополучные штаты (да и весь мир) не на шутку. А в Чили каждый день гремели взрывы, пусть и не так «эффектно». Таким образом, Сальвадор Альенде фактически был вынужден проводить свою политику в условиях гражданской войны. Следствием всего этого явился экономический упадок. Инфляция к осени 1973 года приблизилась к 200%. Однако при этом внешний долг Чили, составлявший 4 млрд. долларов вырос незначительно, на 125 млн. долларов, когда при «чудо-экономике» Пиночета к 1978 году он составил 6,5 млрд. долларов. Говоря в целом о пиночетовской экономике, то она была основана на американских займах и инвестициях, которые, однако же, работали исключительно на благо элиты. Во второй половине семидесятых штаты опробовали пилюлю шоковой терапии на Чили, чтобы в 1991 году подсунуть ее «новой» России. Лекарь-то один и тот же оказался у нас с чилийцами… Монетаризм по Фридману, приватизация, увеличение денежной массы, отказ от последовательной денежно-кредитной политики и так далее. В общем, все самое «лучшее» гнусного неолиберализма.

Несмотря на ситуацию, которая сложилась, Сальвадор Альенде в марте 1973 г. побеждает на парламентских выборах, за представителей партии Народного Единства было отдано 43,9 % голосов. Несмотря на все козни, которые пытались строить США, доверие к Альенде выросло еще больше. Это означало, что на следующих президентских выборах за него выступит большинство чилийского народа! Тогда администрация Никсона делает ставку…на военный переворот под руководством генерала Пиночета. Ничего не напоминает? Например, референдум 1991 года по СССР, где за последний выступило преобладающее большинство граждан, а после «неудачи» с референдумом случился переворот 1993 года. Переворот в Чили по сути стал репетицией событий 93 года в России.

В ночь с 10 на 11 сентября, под руководством главкома сухопутных войск Аугусто Пиночета, в составе командующего ВМС адмирала Хосе Мерино, командующего ВВС генерала Густаво Ли и исполняющего обязанности директора корпуса карабинеров генерала Сесара Мендосы был осуществлен мятеж на кораблях, сторонники Альенде среди матросов и офицеров флота были расстреляны на месте и сброшены в море (примерно несколько сотен). Утром 11 сентября был захвачен второй по величине город Чили — Вальпараисо, затем и столица — Сантьяго. Радиостанции «Порталес» и «Корпорасьон», передававшие заявления Альенде, были уничтожены ВВС. Около 40-70 человек погибло. В 9:10 утра радиостанция «Мегальянес» — последняя работавшая станция, поддерживавшая Альенде, — передала в эфир последнее обращение президента к чилийскому народу. В 9:15 мятежники начали обстрел и штурм президентского дворца «Ла Монеда», который защищали около 40 человек. Штурм осуществлялся с участием танков и авиации. Предложение мятежников о капитуляции в обмен на разрешение беспрепятственно покинуть Чили защитники «Ла Монеды» отвергли (а как думаете, каким образом бы поступили наши пумедведы на их месте?). В 14:20 здание президентского дворца было захвачено. Президент Чили, Сальвадор Альенде Госсенс трагически погиб…

Это пример настоящего мужества, пример человека чести и высоких идеалов. Настоящего лидера готового отдать все ради своего народа, даже жизнь. Сальвадор Альенде пришел к власти законным путем и хотел изменить судьбу своего народа к лучшему, освободить от оков рабского империализма, вернуть людям достоинство. Мятежные генералы предательски лишили его возможности довести дело до конца.

Сторонников Альенде, а также социалистов и коммунистов всех мастей пытали и убивали тысячами без суда и следствия. Пиночет учинил настоящий диктаторский террор. Сталинский террор, который рисуют всякие сванидзы, млечины и резуны, даже этот бред лишь детские шалости по сравнению с Пиночетом. Печально знаменитый Национальный стадион в Сантьяго был превращен в концлагерь. В первый месяц число содержавшихся на стадионе арестованных составляло в среднем 12–15 тыс. человек в день. К стадиону примыкает велодром, он был основным местом пыток, допросов и расстрелов. Ежедневно там расстреливали, по многочисленным показаниям свидетелей, в том числе иностранцев, от 50 до 250 человек. Кроме того, в концлагерь был превращен стадион «Чили», где содержалось до 6 тыс. арестованных. На стадионе «Чили», по свидетельствам выживших, пытки носили особенно чудовищный характер и превращались в средневековые казни. Группа боливийских ученых, попавших на стадион «Чили» и чудом уцелевших, дала показания, что видела в раздевалке и в помещении медпункта стадиона обезглавленные человеческие тела, четвертованные трупы со вспоротыми животами. Там же был казнен всемирно известный поэт и музыкант, Виктор Хара. В течение четырёх дней его избивали, пытали током, ломали ему руки и, в конце концов, расстреляли. В его тело было выпущено 34 пули.

Число жертв установлено довольно точно. Существует огромная документация на этот счет. Еще в 70-х прошло три международных трибунала по расследованию преступлений чилийской хунты: в Копенгагене, Хельсинки и Мехико. В них участвовали юристы из 100 стран. Были заслушаны тысячи свидетелей, материалы слушаний сведены в 1260 томов. Впоследствии из страны эмигрировало около 10% населения Чили — миллион человек, треть экономически активного населения.

P.S. В недавнем чилийском фильме «Досон. Заключенный 10», заключенный после первых дней пребывания в заточении задается вопросом: «Что же мы сделали не так?» Все было сделано так, однако, была одна слабая, скорее парадоксальная сторона Альенде — он был слишком демократичен, верил в идеалы, был романтиком социалистических перемен без участия в них армии. О чем, кстати, спорил со своим товарищем, команданте Геварой в 1960 году, будучи с визитом на Кубе. Альенде доказывал Че, что чилийская армия всегда стояла в стороне от политики и оказался фатально не прав. Вечная память Сальвадору Альенде…мы никогда не забудем.