Лукашенко уверен, что белорусский кинематограф будет возрожден

Президент Беларуси Александр Лукашенко уверен в том, что белорусский кинематограф будет возрожден. Об этом глава государства заявил 9 сентября на встрече с деятелями культуры по вопросу развития кинематографии, сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.

На мероприятие пригласили около 150 человек. Обсудить тему, как сделать белорусское кино интересным и окупаемым, вместе с чиновниками (их было на встрече всего пятеро), на совещание собрались маститые сценаристы, режиссеры, актеры, представители кинопроката, а также будущий авангард нашей кинематографии — недавние выпускники вузов и студенты.

В последние годы государство значительно увеличило поддержку этой отрасли с расчетом на то, что ситуация изменится и будет получена должная отдача от вложенных средств. Вместе с тем кардинальных изменений не произошло, и по-прежнему острой остается проблема создания хорошего кино наряду с тем, что талантливые белорусские актеры, режиссеры, сценаристы, оказавшись невостребованными на родине, уезжают за рубеж, где становятся звездами. Ответы на вопросы, почему это происходит и каким образом изменить существующие подходы, и призвана была дать эта встреча с деятелями культуры.

Открывая совещание, Александр Лукашенко отметил, что о его проведении «мы договаривались два месяца назад после просмотра белорусско-российского фильма «Брестская крепость». А разговор о том, что кинематограф требует перемен, ведется давно».

Как показывают цифры, для отечественного кинематографа государство сделало немало. «По моему поручению Администрация Президента подключилась к доработке Концепции развития кинематографии в Республике Беларусь на 2009-2014 годы, закладывая в нее принципиально новые подходы. С 2006 по 2009 годы государственные вложения в фильмопроизводство возросли в пять раз. За последние три года в эту сферу направлено почти Br60 млрд., однако прорыва в создании качественного национального кино так и не произошло, — сказал глава государства. — Доходы от продажи фильмов составили лишь чуть более 8% затраченных средств».

По словам Александра Лукашенко, кинематограф суверенной Беларуси за два десятилетия оказался не в состоянии создать высокохудожественный фильм, достойный называться национальным проектом. «Фильмы белорусского производства находятся на периферии зрительского интереса. Для их посещения зрителей приходиться «организовывать». Сборы от продажи билетов не покрывают даже расходы на приобретение и рекламу фильмов», — констатировал глава государства.

Президент сообщил, что при встречах на киностудии и на съемочной площадке фильма «Анастасия Слуцкая» молодые режиссеры жаловались, что им «не дают пробиться». Государство сделало все необходимое, чтобы обеспечить решение этой проблемы. Сегодня белорусский лидер обратился к молодому поколению: «По прошествии времени я имею все основания задать вопрос: где же результаты?».

«Сколько наших молодых актеров и режиссеров стали звездами российского кино и телесериалов, оказавшись невостребованными у нас на родине! Неужели в Беларуси переизбыток талантов, что мы можем так бездумно разбрасываться ими?», — поднял глава государства еще одну проблему.

Отдельно он остановился на вопросах реконструкции Национальной киностудии «Беларусьфильм» — на объектах этого инвестиционного проекта работа стоит уже второй год. «Была масса обещаний, меня уговорили пойти на колоссальные льготы инвестору, а студия по-прежнему ветшает и превращается в руины. И сегодня вместо того, чтобы самим исправлять свои же ошибки и просчеты, искать нового инвестора, предлагается повесить стройку на шею государства», — возмутился Президент.

На встрече также был затронут вопрос деятельности факультета экранных искусств, который был открыт в этом году в Белорусской государственной академии искусств. «Как налажена работа «белорусского ВГИКа»? Очень боюсь, чтобы все дело не свелось к привлекательной вывеске», — предостерег глава государства.

«На эти и другие вопросы я жду ответа от министра культуры и генерального директора киностудии «Беларусьфильм», — сказал он.

Александр Лукашенко напомнил, что разговор о том, что кинематограф ждет и требует перемен, ведется давно. «Это была моя инициатива — пригласить сегодня к разговору не только чиновников или успешных, состоявшихся мастеров, но и тех, чей творческий путь оказался тернистым, или кто до сих пор находится в поисках выхода, а также молодую смену кинематографистов — сегодняшних студентов», — подчеркнул глава государства.

Президент также сказал, что ему «предложили целый набор официальных докладов и выступлений», но он хочет в первую очередь выслушать тех, кто делает кино и на себе ощущает все проблемы кинематографа, — сценаристов, режиссеров, продюсеров, критиков и прокатчиков. Глава государства предложил им абсолютно объективно и непредвзято высказаться по всем наболевшим проблемам — от рождения сценарной идеи до продажи готового фильма. При этом он определил абсолютно свободный формат общения — без списка выступающих и регламента.

«И если вы действительно любите кино, вы будете говорить смело, обнажая его болевые точки и предлагая свои рецепты их лечения. Пусть у нас здесь разгорится острая дискуссия, настоящий мозговой штурм по поиску путей и способов развития кинематографа. И в споре, несомненно, родится истина», — сказал Александр Лукашенко.

От участников встречи он потребовал объективного и беспристрастного критического анализа белорусского кино, ответов на вопрос, что мешает ему успешно развиваться в русле мировых тенденций. При этом глава государства отметил: «Я, прежде всего, хочу услышать о проблемах, но не с точки зрения критики, что все плохо, что надо все сломать, а потом посмотрим, выплывем — а с точки зрения того, что надо сделать сегодня и завтра, чтобы мы, собираясь на таком уровне, говорили о наших национальных проектах, наших успехах, чтобы, в конце концов, не стыдно было смотреть в глаза друг другу».

Александр Лукашенко также добавил, что государство продолжит оказывать финансовую поддержку белорусскому кинематографу, но только под создание новых окупаемых проектов. «Этому важнейшему из всех искусств мы будем помогать, несомненно, финансирование будет увеличиваться, но деньги будут направляться только на новые и окупаемые идеи», — сказал Президент.

По его словам, государство также может быть заказчиком некоторых фильмов, но и не исключительно заказчиком и не так, как было до сих пор, а обязательно на конкурсной основе. «Для меня неважно, будут ли это наши телевизионные каналы в качестве заказчиков, частные компании или наша знаменитая компания, которая сегодня, извините, как хромая кобыла, болтается на поле искусств», — подчеркнул Александр Лукашенко. Приоритет будет отдаваться тем, кто предложит хороший сценарий и в конце концов создаст хороший фильм.

Как считает завкафедрой литературно-художественной критики Института журналистики БГУ Людмила Саенкова, «кино в Беларуси, конечно, снимают, но качество этого продукта можно оценить по низкому интересу к нему зрителей». В своем выступлении она также затронула тему достоверности деталей в кино. Неточность деталей разрушает веру зрителя в достоверность происходящего. Людмила Саенкова отметила и обилие штампов, которые кочуют из фильма в фильм.

Она отметила, что «в Беларуси есть свои герои, события, которые могли бы послужить объединяющей идеей, а отражение национальной тематики о многом рассказало бы зрителям в другой стране». По ее мнению, если бы в стране был институт продюсерства, многие проблемы в отрасли можно было бы снять.

Выступивший на встрече министр культуры Павел Латушко вынес на рассмотрение Президента и собравшихся ряд предложений, которые могли бы способствовать более эффективной деятельности кинематографической сферы. В частности, он предложил на государственном уровне стимулировать привлечение в это направление частных инвесторов и введение налоговых льгот.

Павел Латушко предложил создать государственный продюсерский центр кино и сформировать фонд поддержки кино. Необходимо установить долю показа отечественной кинопродукции на наших телеканалах, как это успешно практикуется во многих странах мира.

Министр культуры считает, что нужно создавать должные условия для возвращения в Беларусь талантливой молодежи, которая обучается в российских и зарубежных кинематографических вузах. Павел Латушко также акцентировал внимание на необходимости усовершенствования материальной базы киновидеопрокатных учреждений.

Генеральный директор Национальной киностудии «Беларусьфильм» Владимир Заметалин поддержал инициативу министра о создании продюсерского центра. Он рассказал о том, как развивается материально-техническая база киностудии, которая по оснащенности отвечает самым высоким требованиям для создания хорошего кино.

Гендиректор считает, что «Беларусьфильму» необходимо «перейти от производственного к профессионально-творческому принципу планирования». По его словам, зачастую требование выполнения экономических показателей (к примеру, экономии энергоресурсов) сдерживает творческий процесс.

В дискуссии принял участие и народный артист СССР, ведущий мастер сцены Национального академического театра имени Янки Купалы Геннадий Овсянников, который полагает, что для изменения ситуации в кинематографической отрасли «необходимо, прежде всего, работать». Основа хорошего кино — сценарий, режиссер. В кино должны быть яркие образы и характеры, которые затронут сердца зрителей.

Свою точку зрения высказал и председатель Белорусского союза театральных деятелей, художественный руководитель Драматического театра Белорусской армии Алексей Дударев. «Пока нам по-настоящему не заболит, зритель не откликнется. Его можно завоевать только через собственную любовь. Если будет сострадание, глубокий человеческий подход, тогда будет и национальное кино», — убежден он.

По мнению Алексея Дударева, «надо делать свое собственное кино, а не гнаться за Голливудом». «Мы не должны закрываться от современности, нового киноязыка, — считает он. — Искусство не должно быть примитивным, но оно должно быть понятным».

Все участники обсуждения кинематографической тематики говорили о том, что они хотят работать здесь, в Беларуси, и делать отечественное кино.

В связи с этим Александр Лукашенко сказал, что в Беларуси для этого имеются все необходимые условия. «Все зависит от вас, — сказал он, обращаясь к деятелям культуры. — Что касается меня, я могу поддержать ваши творческие проекты, даже глубоко не вникая в суть, но, как минимум, через два года должна быть отдача. Можно попросить у богатых зарубежных компаний, работающих на белорусском рынке, средства на создание кинопроизведений, но при условии ответственности, то есть соответствующего результата. Если по старинке вы будете плакаться, то ничего не выйдет. Надо хотя бы наполовину перейти на рыночные отношения».

На встрече также присутствовали представители некоторых российских продюсерских компаний, которые изложили свои идеи по развитию белорусско-российского сотрудничества в кинематографе. Они поддержали идею создания мощного продюсерского центра в нашей стране. Руководитель продюсерской компании «Белпатриот» Александр Францкевич-Лайе призвал снимать отечественные сериалы о жизни белорусов. По его мнению, сегодня это востребованный кинопродукт.

Александр Лукашенко отметил, что если будет создан достойный продукт, мы сможем его продать. Но вопрос не в рынке, а в том, какой продукт будет создан.

Президент Беларуси потребовал скорейшего внедрения рыночного подхода в фильмопроизводстве, который предусматривает выделение государственных средств на конкурсной основе. «После сегодняшнего обсуждения — только на конкурсной основе», — сказал он.

При этом глава государства отметил, что возможность получить дотации должны иметь не только государственные, но и частные кинокомпании, белорусские телеканалы. Пусть между ними будет атмосфера здоровой творческой конкуренции. «Вот и будет вам тот самый продюсерский подход, о котором мы так много говорили», — подчеркнул Александр Лукашенко.

Президент поручил правительству ускорить подготовку пакета правовых актов, способствующих внедрению этого нового экономического механизма. Это должно быть сделано до конца текущего года.

Подводя итоги состоявшегося разговора, Александр Лукашенко подчеркнул, что при формировании государственного заказа на создание фильмов средства будут выделяться под те проекты, в которых государство заинтересовано как с точки зрения их содержательного наполнения, так и экономически. «Фильмы с поддержкой государства будут сниматься. Но это не значит, что не будут создаваться иные фильмы. Напротив, и могут, и должны, но на коммерческой основе, за счет привлеченных финансов. Более того, надо создавать все условия для современного и качественного кинопроизводства и зарабатывать на этом деньги», — считает белорусский лидер. При формировании госзаказа необходимо в обязательном порядке учитывать интересы зрителей, ориентироваться на массовую аудиторию, а не на чьи-то вкусовые изыски.

Глава государства считает, что пора отходить от любых методов административного принуждения и давления на прокат и телеканалы: «Просто снимайте интересные фильмы, тогда выстроиться очередь желающих их купить и посмотреть».

Касаясь темы создания национальных фильмов, Александр Лукашенко отметил: «Мне и раньше не раз предлагали поддержать проекты, претендовавшие на этот статус. Но ни один так до него и не дотянул. Национальный фильм — это хороший, достойный фильм, в котором отражена душа народа. Нельзя девальвировать это понятие. Кинолента на сюжет из отечественной истории, где актеры говорят по-белорусски — это еще не национальный фильм». По мнению Президента, «подлинно национальным может быть только фильм, который способен консолидировать общество». Национальных фильмов, очевидно, не будет много — может быть, всего один за 3-5 лет. «Но этот фильм обязательно должен заявить о Беларуси на весь мир», — убежден Александр Лукашенко.

При этом он отметил, что «государство не может позволить себе транжирить народные средства на сомнительные и провальные кинопроекты. Поэтому одним из главных критериев оценки эффективности работы кинематографистов является обеспечение окупаемости фильмов. По словам Александра Лукашенко, государство может быть меценатом и спонсором, но средства не будут тратиться бездумно, без гарантий.

Президент подчеркнул, что государство и впредь будет поддерживать творческую интеллигенцию. Именно она является кладезью любого государства. «Без творческой интеллигенции не может быть суверенного, независимого государства», — сказал белорусский лидер. Вместе с тем он отметил, что «иждивенчество недопустимо в творческой среде, иначе мы загубим таланты».

Александр Лукашенко потребовал искоренить всяческий бюрократизм в сфере производства фильмов. Дело кинематографистов — снимать кино, а не заниматься бесконечными отчетами и согласованиями, тратить время на бумаготворчество. Глава государства поручил правительству и Министерству культуры совместно с Администрацией Президента незамедлительно разобраться в этом вопросе и принять исчерпывающие меры по дебюрократизации киноотрасли.

По его мнению, под этим углом зрения нужно рассмотреть и предложение Министерства культуры о создании Национального института кино. «Все тщательно продумать и взвесить, чтобы не привести к раздуванию управленческих штатов и не породить ненужное звено в бюрократической цепи, которое ничего не производит, а лишь перераспределяет государственные средства», — подчеркнул Президент.

Он потребовал, чтобы Министерство культуры Беларуси и киностудия «Беларусьфильм» более активно занимались развитием совместного фильмопроизводства с российскими и зарубежными партнерами. «Нужно привлекать к сотрудничеству солидные, хорошо зарекомендовавшие себя иностранные кинокомпании, а не отпугивать их бюрократизмом и непомерно высокими ценами на услуги, — сказал Александр Лукашенко. — Главное — честность, порядочность и долгосрочные перспективы».

Глава государства считает, что облисполкомы и Минский горисполком должны уделить самое пристальное внимание укреплению материальной базы киновидеопрокатных организаций. Как сообщил министр культуры Павел Латушко, в настоящее время только 41 из 132 отечественных кинотеатров соответствуют европейским стандартам. В связи с этим на совещании отмечалось, что приоритетными задачами должны стать модернизация оборудования, создание условий для использования новейших технологий кинопоказа.

На встрече с деятелями культуры большое внимание было уделено вопросу подготовки кадров. «Один из самых больных вопросов — подготовка кадров. Факультет экранных искусств вы строите почти что на песке, не имея современной материальной базы, — сказал Президент. — Но не ждите, что после нашей встречи на академию искусств прольется золотой дождь. Многие ваши проблемы можно решить, если скооперироваться с киностудией, видеоцентром и телеканалами, Институтом журналистики БГУ, где есть своя телестудия. Начинайте работать».

Касаясь темы реконструкции киностудии «Беларусьфильм», Президент поручил правительству заняться решением этой проблемы.

Александр Лукашенко подчеркнул неприемлемость в кинематографе любой клановости, семейственности, блата, деления на приближенных и чужих. «В Беларуси каждый может сделать карьеру сообразно своим знаниям и способностям», — считает Президент.

«Не хочу, чтобы у нас когда-нибудь возникла ситуация, как в некоторых наших странах-соседях, когда на сцену, на экран невозможно пробиться, не заплатив нужным людям крупных сумм. В Беларуси созданы все условия для того, чтобы каждый гражданин мог реализовать свой талант на родине, — сказал он. — Хочу, чтобы вы знали: государство всегда поддержит всех творческих людей, которые служат обществу всей силой своего таланта. Будь то признанный мастер или начинающий актер, режиссер, сценарист».

Президент еще раз заявил о том, что государство не пожалеет средств, чтобы по достоинству вознаградить создателей действительно шедевра, способного покорить сердца зрителей не только в Беларуси, но и за рубежом. Вопрос в том, когда и кто сделает такое кино.

Глава государства отметил, что все прозвучавшие на сегодняшней встрече интересные идеи и предложения будут тщательно изучены, систематизированы и воплощены в конкретных поручениях по их реализации.