Саакашвили принял на вооружение «план Путина»

Михаил Саакашвили готовится сохранить за собой власть в Грузии по российскому образцу 2007-2008 годов. Уйдя с поста президента, он займет пост премьера, заодно переписав Конституцию, чтобы оставить власть в руках правительства. Сторонники Саакашвили утверждают, что на деле власть будет сосредоточена в руках правящей «Единой Грузии» – «Единого национального движения», а Саакашвили ориентируется не на российскую модель с «теневой властью премьера», а на французскую, где президент официально занимается лишь обороной и внешней политикой.

Парламент Грузии приступил вчера к рассмотрению проекта новой Конституции страны, превращающей ее из президентской республики в парламентскую. По мнению грузинских оппозиционеров, правящая партия пытается изменить конституцию таким образом, чтобы в 2013 году, когда истекает второй и последний срок полномочий президента Михаила Саакашвили, он смог занять пост премьера, сохранив за собой основные рычаги власти. Действительно, по новой редакции конституции Грузия трансформируется из президентской в парламентскую республику, отмечает «Коммерсант». По новой модели разделения властей президент отступает на второй или даже третий план, а на первый выходит парламент и формируемое им правительство. Причем президент не имеет права вмешиваться в формирование правительства и включается в этот процесс только в случае институционального кризиса, например, когда парламент не способен сформировать кабинет министров.

Сам Михаил Саакашвили отвергает все обвинения оппозиции в том, что он «пошел по пути Путина». На встрече с лидерами пропрезидентских фракций он заявил: «На бумаге премьер Путин имеет гораздо меньше полномочий, чем президент, но на деле все рычаги – в его руках. Он не менял конституцию, а предпочел неформальную власть конституционной».

Сторонники Саакашвили утверждают, что ориентируются не на российскую, а на французскую модель государственного устройства. Где глава государства избирается всенародно, а правительство формирует партия, победившая на парламентских выборах. В ведении президента остается оборона и внешняя политика, но текущее управление осуществляет кабинет министров во главе с премьером, который наделяется очень широкими полномочиями (в том числе, назначает руководителей регионов и формирует бюджет без вмешательства президента).

«Вестник Кавказа» пишет, что в грузинском обществе обсуждается и такая версия, что, Саакашвили, заняв пост премьера, новым президентом выдвинет кого-либо из своих ближайших и надежных соратников – нынешнего председателя парламента Давида Бакрадзе или главу МВД Вано Мерабишвили. Причем конституция не устанавливает никаких временных или легислатурных ограничений для занятия поста премьера одним и тем же лицом. Значит молодой грузинский лидер теоретически может править страной еще лет 30-40. Кстати, недавно Михаил Саакашвили как бы вскользь напомнил о том, что Либерально-демократическая партия Японии правила страной 60 лет, а Христианско-демократический союз ФРГ Гельмута Коля бессменно находился у власти 17 лет, но при этом никому не пришло в голову усомниться в демократическом устройстве ФРГ и Японии.

Однако анализ других заявлений Саакашвили с учетом некоторых нюансов конституционной реформы заставляет быть более осторожным в выводах, утверждают грузинские политологи. Дело в том, что новая конституция вступает в силу только в декабре 2013 года, когда истекает срок полномочий президента Саакашвили. А парламентские выборы назначены на весну 2012 года. Именно новый состав парламента должен сформировать правительство и избрать премьера с расширенными полномочиями. Получается, что с 2012 по 2013 год, то есть до конца второй и последней легислатуры нынешнего главы государства, страна будет находиться в переходном периоде с «временным правительством», ожидая вступления в силу конституции.

Такая неопределенность явно не в стиле Михаила Саакашвили. Причем, перемещение с поста президента на пост премьера (сразу после выборов нового президента) будет слишком похоже на «российскую модель», а грузинский президент очень дорожит своей репутацией «демократа» на Западе. Политологи, поддерживающие действующего президента утверждают, что Саакашвили не исключает ухода из политики в 2013 году и его главная цель – оставить у власти свою команду, чтобы та продолжила реформы, начатые им после «революции роз». Если эта версия верна, то главной целью Саакашвили станет всемерная поддержка и усиление собственной партии. В 2007 году такая версия развития событий имела место и в российской прессе, только «собственной партией» уходящего лидера была «Единая Россия». По этой версии, Саакашвили поставит на нынешнего мэра Тбилиси Гиги Угулаву, который может повести правящую партию на парламентские выборы в 2012 году и стать премьером.

Вопрос смены власти в Грузии вызывает столько разнообразных версий развития событий еще и потому, что «мирный» процесс передачи полномочий для страны непривычен. В октябре 1990 года в результате многопартийных выборов к власти пришел идеолог этнического национализма Звиад Гамсахурдиа. В свою очередь, Звиад Гамсахурдиа был свергнут в январе 1992 года полукриминальными вооруженными формированиями во главе с экс-командующим национальной гвардией Тенгизом Китовани и «вором в законе» Джабой Иоселиани, которые «пригласили на царство» бывшего министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе.

Последний «дождался своей очереди» в ноябре 2003 года – его сверг Михаил Саакашвили в процессе «революции роз».