Арктика: Канада играет на нервах

В конце августа премьер министр Канады Стивен Харпер (Stephen Harper) отправился в турне по Арктике, в то время как российский президент Владимир Путин объезжал другую сторону Северного полюса… И это больше, чем простое совпадение, ведь Арктика сейчас стала объектом многочисленных притязаний, с таянием льдов дипломатические, экономические и экологические ставки только возросли. В первую очередь, это касается граничащих с ней стран: США, России, Канады, Норвегии, Дании. Однако многим другим, как, например, Китаю, не нравится, что «клуб пяти» уже нацелился на лакомые кусочки арктической головоломки, с двумя легендарными «проходами» — Северо-Восточным с российской стороны и Северо-Западным — с канадской: эти государства уже расширили свою юрисдикцию на 200 миль на соответствующие берега и острова.

Отношения Канады с Россией по поводу Арктики — наиболее напряженные. Оттава скрипит зубами, видя, что Россия собирается стать «основной Арктической державой» и ставит развитие Арктики путем «эффективного использования воздушных и морских полярных путей» в ряд стратегических приоритетов. В середине августа Россия направила в Северо-Восточный проход нефтяной танкер, перед которым шел ледокол, чтобы показать, что в скором времени она сможет осуществлять доставку энергоносителей в Юго-Восточную Азию, минуя Суэцкий канал.

Россия также увеличила с 2007 года количество арктических авиарейсов, которые приближаются — но не нарушают — к канадскому воздушному пространству. Последний состоялся 24 августа: 2 Ту подлетели на 30 морских миль к деревне Инувик и развернулись, в сопровождении двух канадских истребителей. В июле, после подобного инцидента над Новой Землей, Канада назвала действия России «демонстрацией силы».

В Канаде также растет раздражение по отношению к тем, кто хотел бы распоряжаться в этом регионе: странам, которые не являются ни соседями, ни членами Арктического совета или ЕС, однако хотят разработать для этого региона юридические рамки, вроде Антарктического договора — проекта, отклоненного вышеупомянутым Советом. Выступая 20 августа с «докладом о внешней политике в отношении Арктики», министр иностранных дел Канады Лоуренс Кэннон (Lawrence Cannon) произнес основательную и довольно резкую речь о роли лидера, которую Канада намерена взять на себя в Арктике, поскольку, по его словам, этим регионом должны заниматься только северные страны. В марте он уже выступал с критикой не граничащих с ней государств, «которые вдруг открыли у себя тягу к Северу».

Канада неуверенно двигает пешки по арктической шахматной доске, утверждая, что воплотила в жизнь амбициозную програму развития Севера, которая, на самом деле, характеризуется серьезными задержками: затягиванием строительства первого арктического глубоководного порта, сокращением запланированного количества новых ледоколов, откладыванием создания Экономического агентства развития Севера, а также строительства исследовательской станции в поселке Кэмбридж-бей (которую должны были сдать в 2007 год). Однако, по словам Майкла Байерса (Michael Byers), профессора университета Британской Колумбии, на подготовку ученых, специализирующихся на Арктике, не хватает средств.

В то же время, нашлись деньги на запуск трех спутников дистанционного слежения Radarsat, с помощью которых оборона получит ежедневные данные по земной массе и проходах из одного океана в другой, в частности, в Арктике. Стивен Харпер добавил, что этот проект направлен на «защиту канадского суверенитета».

Суверенитета? Это слово не сходит с уст премьер-министра, когда он говорит о канадской Арктике. «Суверенитет не обсуждается … и мы будем продолжать его осуществлять», — повторяет он раз за разом. 25 августа в Резолют-бее он присутствовал на операции «Нанук 10», военных учениях по утверждению канадского присутствия в Арктике. В этом году солдаты вместе с береговой охраной и полицейскими имитировали чрезвычайную ситуацию, создавшуюся в результате разлива нефти. Тема актуалльная, особенно после катастрофы в Мексиканском заливе и того, как затонул (но не разлился) 1 сентября в Северо-Западном проходе канадский танкер.

Остаются нерешенными многие вопросы международного права. Как и Россия, Канада выступает за то, чтобы включить Северо-Западный и Северо-Восточный проходы в свои территориальные воды. Другие государства (США, Европа, Китай), напротив, высказались за придание им статусов международных проливов. Канаде к тому же необходимо уладить многочисленные проблемы по морским границам (с США в море Бофорта и с Данией по поводу острова Ганса).

Раздел континентального шельфа между государствами, граничащими с Арктикой — с расширением юрисдикции за пределы 200 морских миль — еще одна важная задача. Стремительным жестом российские ныряльщики водрузили в 2007 году на Северном полюсе свой флаг, продемонстрировав притязания России на подводный хребет Ломоносова. В ответ Канада запоздало взялась за картографию своих арктических фондов (этим летом, вместе с американцами). С помощью этих данных она собирается защищать свои собственные притязания в Комиссии ООН по границам континентального шельфа. Эту работу намечено завершить в декабре 2013 года.