Липа наивно-агрессивного украинства

Агрессивное украинство, представленное националистами всех мастей, предпринимает неимоверные потуги предстать перед обывателями в виде законченной и полнокровной философско-этической системы, со своими культурными и геополитическими принципами. Поскольку цель украинства всегда выражалась в построении отдельного государства (Украины), националистическая идеология неизбежно обращалась к категориям политического мышления, неумело мимикрируя под завершённую геополитическую концепцию. На этой ниве самозабвенно скрипели перьями многие бумагомаратели из числа национально озабоченных представителей украинской интеллигенции, которые в пустоте находили свою наполненность.

Одним из таких псевдоинтеллектуалов был Юрий Липа (1900-1944), один из довоенных идеологов независимой Украины. Именно Липу, за неимением иных фигур, называют геополитиком идеологии украинства и главным теоретиком геополитических концепций украинской государственности. Ни один деятель националистического подполья в годы ВОВ не удостаивается сегодня звания «главного украинского геополитика», как Липа. Сразу несколько украинских научно-исследовательских институтов занимаются популяризацией той «липы», которую высокопарно именуют «интеллектуальным наследием Юрия Липы».

Ю. Липа является автором т.н. «речной» теории в геополитике Украины.
«Геополитическая концепция Юрия Липы – модель активного включения Украины в европейские территориально-политические процессы, которые ориентировали украинство на создание новых геополитических реалий, утверждения Украины, как субъекта международных отношений», — читаем в очередном панегирике в его честь.

Воздыхателям идеологии украинства многие интеллектуальные карлики кажутся глыбой мудрости, которой можно только внимать. Именно такой глыбой пытаются представить Липу, называя его «учёным» и «выдающимся человеком». Особо выделяют его теорию рек Украины, подчёркивающую их геополитическое значение для украинцев. Эта теория является составной частью, так называемой Черноморской доктрины (авторства того же Липы), где он ввёл понятие «украинской скрепы» (Черноморский простор плюс Украина). Ни в какие учебники по геополитике это понятие, естественно, не вошло, и мировая наука осталась к нему совершенно равнодушной. Оно просто превратилось в мантру в устах национально озабоченных индивидуумов. Но вернёмся к самой доктрине.

По написанному Ю. Липой выходит, что Черноморского пространства можно достичь через гирло Дуная, через прикаспийские степи и гирло Волги и через Босфор и Дарданеллы. Липа считал, что отсутствие гидрографического сообщения между Украиной и Россией не является случайностью, а той закономерностью, которая подсказывает Украине ориентацию на Запад, а не на Восток, поскольку украинцы-де народ речной, а посему должны учитывать этот фактор. «Речная сеть формирует единство территории, власти, торговли, обычаев, языка и религии», — читаем в статье Липы «Назначение Украины».

Славяне, действительно, народ рек. Русичи (ещё до появления таких политонимов как украинцы или белорусы) двигались вдоль рек, колонизуя прибрежные территории. Реки, действительно, играли важную роль в заселении территории и России, и Украины, и Белоруссии. Но, словно застопорившись в умственном развитии, Ю. Липа продуцирует теории, которые были актуальны во времена перемещения славянских племён вдоль рек. С развитием цивилизации геополитическое значение речной сети померкло, и сегодня анализом этого фактора занимаются археологи и историки. Сейчас никому в голову не приходит объяснять причину геополитической ориентации государства направлением речных русел. Разве что это государство до сих пор живёт полуплеменным строем и передвигается по водным артериям на вёсельных лодках.

Отдельное значение в теориях Липы отводится Днепру. Эта «могущественная водная артерия Украины» всегда выступала как фактор интеграции украинского пространства, структурируя, опять же, по его утверждениям, территорию Украины и придавая ей геополитическую форму. Липе не мешало бы напомнить, что главная река Украины, которой посвящено столько прекрасных песен и стихов, берёт начало в южной части Валдайской возвышенности возле деревни Бочарово, Сычёвского района Смоленской области России. А как же выдумки Липы о том, что нечего ориентироваться на Москву, поскольку, дескать, все реки Украины несут свои воды с севера на юг, а потому необходимо объединяться с Западом и проявлять активность на южном направлении, если самая главная река Украины, без которой и образа ее как таковой не существует ни в поэзии, ни в живописи, ни в думах народных, рождается на земле Русской? Очевидно, соответствие собственных теорий с существующей реальностью беспокоило этого «геополитика» меньше всего.

В книге «Черноморская доктрина» Ю. Липа снова занимается неумелыми инсинуациями. Он выдвигает теорию ментального, культурно-духовного и исторического единения народов Черноморского региона, в особенности… Украины, Болгарии и Турции! Где Липа увидел культурно-духовное и ментальное единство турок с украинцами и болгарами, остаётся для науки неразрешимой загадкой, поскольку и болгары, и малороссы испокон веков видели в магометанской Турции своего главного поработителя и врага христианства.

Далее наивно-агрессивная мысль Липы перемещается на север, где он видит необходимость заключения оборонительного союза с Белоруссией для противостояния гипотетическому союзу…Варшавы и Москвы! И это в то время, когда поляки всеми правдами и неправдами поддерживали независимость Украины как форпоста русофобии!

Липа напрямую противоречит геополитическим концепциям маршала Пилсудского, который в суверенной де-юре Украине видел прекрасную возможность отгородиться от России. Но и здесь Липа, как рыба, без речной воды жить не может. Он продолжает настаивать на необходимости контроля над Днестром и Доном со стороны Украины для обеспечения собственной безопасности. Это же, по его мнению, приведёт к отрыву Черноморского региона и его политической ориентации на Украину. Особенно с присоединением Крыма к Украине.

Полную несостоятельность «научных» изысканий Липы показали события наших дней. Крым сегодня принадлежит Украине, но Украина никаким влиянием в Черноморском регионе не обладает. Многое из чаяний националиста Липы сбылось в де-юре суверенной Украине ХХ века, но субъектом геополитики Киев так и не стал. Никакие антиукраинские союзы, о которых вещал Липа, Варшава с Москвой так и не заключает. Скорее, наоборот.

Римский император Сулла устраивал конкурсы поэтов, где давал крупную денежную премию самому бездарному, чтобы он больше никогда не брался за стихосложение. Юрий Липа – безусловный победитель номинации на самые примитивные политические «труды». Упоминать о нём не стоило бы, если бы в современной Украине молодое поколение не пичкали «интеллектуальной дешевизной» из-под его пера.