Кастрированную Грузию объявили конкурентом России

Сейчас в Грузии проводятся дискуссии относительно нового проекта Конституции. По этому проекту, парламент получает больше полномочий, но, по мнению Венецианской комиссии Совета Европы, их явно недостаточно: Грузия сохраняет чрезмерно сильного президента.

Напомним, что новая Конституция должна изменить государственное устройство Грузии с президентской республики на парламентскую. Однако проект Конституции оставляет немало места для сомнений. По словам Михаила Саакашвили, сохранение некоторых функций сильного президента вызвано необходимостью, так как страна будет лучше управляться в кризисных ситуациях. Он, очевидно, намекал на недавний конфликт с Россией и возможную политическую дестабилизацию из-за действий оппозиции. Однако большинство этих кризисов Грузия создает себе сама, руками своих лидеров.

В частности, российские силовики уверены в том, что на территории Грузии существуют базы подготовки террористов, с которых их забрасывают в Россию через горную часть границы. Заместитель начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу генерал-майор милиции Николай Симаков в интервью изданию «Время новостей» прямо обвинил Грузию: «Сюда (в Грузию – ред.) собирают выходцев из кавказских республик, как правило, из числа уголовников или тех, кто скрывается от правосудия в европейских странах, готовят их и направляют к нам через сопредельные государства». Г-н Симаков утверждает, что у него есть доказательства.

Ранее Грузия, при поддержке США, заявила, что в Панкиси нет ни боевиков, ни специальных центров по подготовке террористов, однако российские силовики продолжают настаивать на своей точке зрения, упрекая американцев в предвзятости и потворству режиму Саакашвили. После событий августа 2008 года миролюбие грузинского президента, равно как и его человеческие качества, вызывают большие сомнения.

Жители Цунтинского района Дагестана на днях предложили пограничникам свою помощь в защите рубежей страны от потока бандитов со стороны Грузии. Цунтинский район – один из самых высокогорных районов Дагестана. Именно здесь в свое время был убит Руслан Гелаев при попытке перейти российскую границу со стороны Грузии. В конце августа этого года здесь погиб подполковник Желудкин и сопровождавший его местный житель, предположительно, они нарвались на боевиков, осуществлявших нелегальный переход границы.

Последние террористические атаки, произошедшие на Северном Кавказе и в других регионах России, на совести и Михаила Саакашвили, как человека готового на все в своей ненависти к России. Нет сомнений, что, оставленная без внимания угроза со стороны фашиствующего режима в Тбилиси будет усиливаться.

Между тем, на дипломатическом уровне Грузия пытается предстать этакой «невинной овечкой». Несмотря на неоспоримость агрессивной роли в ходе конфликта 2008 года, грузинские дипломаты и лоббисты требуют от США признания факта «оккупации» Россией грузинских территорий, под которыми они понимают Абхазию и Южную Осетию. Надо ли говорить, что на педалирование этой политической интриги уходят немалые средства, столь необходимые стране во время продовольственного кризиса.

Вместо поиска путей для примирения с бывшими автономиями, грузинские политики во главе с Михаилом Саакашвили непрерывно создают напряженность с новыми независимыми республиками. Грузия отнюдь не отказалась от планов по вооруженному присоединению утраченных территорий. Напротив, реваншистские настроения тем сильнее, чем хуже ситуация с уровнем жизни в Грузии. Оно и понятно: отвлечение внимания общественности от собственного бедственного положения и направление гражданского недовольства на внешнего «врага» – самый старый и проверенный способ сохранения диктатуры. То, что Саакашвили является диктатором, стало бесспорным фактом после кровавого разгона мирной демонстрации 7 ноября 2007 года. Последующие действия, в частности, бомбежка Цхинвала и убийство миротворцев, подтверждают этот вывод.

Тем временем, Михаил Саакашвили продолжает все глубже утопать в пучинах собственного неадеквата. Теперь он объявил кастрированную Грузию глобальным идеологическим конкурентом России.

Якобы Грузия представляет собой проект построения нового общества, который имеет большой успех на постсоветском пространстве, в отличие от «российской модели». Правда, Саакашвили не считает нужным уточнять, что именно он имеет в виду под этими громкими терминами и высокопарными фразами: создание в Грузии баз по подготовке террористов, или пережевывание галстуков, или взрывы памятников ветеранам войны, при которых гибнут случайные прохожие…

Недавно Михаил Саакашвили обвинил европейскую, в частности, немецкую прессу в русофильских настроениях, поскольку европейцы уже не так доверчиво выслушивают параноидальный бред грузинского президента, особенно после публикации доклада Еврокомиссии об августовской войне.

Эта нарочитая активизация риторических упражнений по выявлению врагов и самовосхвалению говорит чуткому наблюдателю, что Саакашвили чувствует угрозу своей власти. Предстоят массовые акции оппозиции, недовольство ростом цен в грузинском народе растет, политические маневры, несмотря на визиты американских и европейских политиков, не привели к сколько-нибудь значительным результатам.

Много вопросов оставляет и принятие нового проекта Конституции: общественное недовольство этим проектом очень высоко.

Предстоящие в парламенте дебаты по новой Конституции обещают быть бурными: речь будет идти о распределении полномочий. Хотя Совет Европы и утверждает, что президентская власть остается слишком сильной, это верно лишь для классической модели парламентской республики. Пока же очевидно, что правительство, формируемое парламентом, наделяется значительными полномочиями. При этом парламент не участвует в назначении членов правительства, эта функция полностью переходит к премьеру. Парламент, после назначения правительства, вообще получает очень мало полномочий по контролю собственного правительства.

Новая Конституция делает из Грузии «премьерскую» республику, хотя и парламент, и президент сохраняют какие-то остатки власти. В частности, президент остается Верховным главнокомандующим, притом, что силовых министров назначает премьер. Парламент может сменить премьер-министра, но процедура так сложна, что, можно сказать, парламент лишен этой возможности де-факто. Парламент также может потребовать отставки того или иного министра, но окончательное решение остается за премьером.

Оппозиционеры обвиняют Саакашвили в том, что он готовит место премьера для себя, пользуясь тем, что пропрезидентская партия имеет большинство в парламенте, а после последних выборов, прошедших со значительными нарушениями, очевидно, что так будет и впредь, пока Саакашвили находится у власти. Именно потому «премьерский» душок новой Конституции тщательно замалчивается в публичных выступлениях нынешнего президента, основной упор он делает на необходимости сохранения «сильного» президента. Это, а также бесконечные запугивания и PR-акции против России, уводят дискуссии в сторону, позволяя протащить сомнительные полномочия премьера без лишних разговоров. Тем более что новая Конституция вступит в силу в 2013 году, когда закончатся полномочия Саакашвили на посту президента.

Российские власти, публично отказывающиеся иметь дело с Саакашвили, могут потерять Грузию еще на долгие годы, если он вознамерится стать премьер-министром. Тем более что премьер-министр не имеет таких ограничений по сроку пребывания у власти, как президент. Столь важный регион, создающий очаг напряженности и террористической угрозы, не должен выпадать из внимания отечественной внешней политики просто потому, что какой-то Саакашвили не кажется нашим властям достаточно адекватным. И в этом смысле Кремль просто обязан плотнее работать с Белым домом, раз уж в августе 2008 года наши танки так и не дошли до Тбилиси.