В ожидании либерального поворота

В среде политической элиты страны формируется «команда поддержки» инициатив Дмитрия Медведева. Эту «команду» составляют те, кто жаждет умеренного либерального поворота, без разрушения государства как такового.

Появление статьи Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» отвечало чаяниям определенного сегмента российского политического класса. Как следствие идеи, высказанные в статье, стали идеологической основой взглядов некоего ядра сторонников Медведева, которые были не против посылов, предложенных в статье, переформулировать в какой-то внятный политический проект. Но, как оказалось, сама власть не захотела дать отмашку на воплощение этого проекта. Отсюда и заболтанность как самих идей Медведева, так и того политического проекта, который мог бы на их основе быть реализованным.

Свидетельством значительной заболтанности медведевских идей служит история вашего покорного слуги. В марте 2010 года я принес в одну из московских редакций статью, посвященную проблеме политической модернизации России. Несмотря на важность и актуальность данной статьи, она не была принята. Причина была проста до банальности: ныне модно говорить про инновации, понятие модернизации устарело. И подобная реакция страшна в своей типичности, поскольку кроме некоторых наивных людей все к модернизации отнеслись как к некой дежурной кампании.

Едва ли это было желанием самого президента Медведева, скорее наоборот. Но факт остается фактом, желание одного человека, пусть и президента страны, не способно сдвинуть гору мертвого равнодушия и разобщенности. Причина последнего заключается в следующем: если уместна такая аналогия, то когда началась «Перестройка», каждый под ней понимал свое: националисты – свое, западники – свое, сталинисты – третье. Точно также и сегодня.

Тем не менее не все так плохо, как могло бы показаться. Постепенно в среде политической элиты страны формируется «команда поддержки» инициатив Дмитрия Медведева. Эту «команду» составляют те, кто жаждет умеренного либерального поворота, без разрушения государства как такового. Подобного поворота в первую очередь желает средний бизнес, который никоим образом не связан с государством, а во-вторых, тот самый, пресловутый, политический класс, который в течение последнего года оказался под колоссальным давлением.

Именно эти силы и составляют то либеральное меньшинство, которое надеется на Медведева. Несмотря на малочисленность этой группы, она достаточно активна и, что более важно, у нее есть своя программа модернизации, которая должна начинаться с либерализации политической системы России. И здесь возникает серьезная опасность. Ведь в российском обществе доминируют настроения, будто модернизация возможна исключительно через некоторое силовое решение проблемы. Россияне в своей массе полагают, что с нынешними политическими элитами никакая модернизации невозможна. Поэтому они жаждут лидера, который смог бы разгромить нынешнюю политическую систему, используя террор.

Как следствие, сегодня возможно только два сценария модернизации – либеральный и силовой. О второй практически ничего не пишут, поскольку по умолчанию подразумевается, что модернизация должна быть либеральной. Но это не так. Сторонников идеи силовой модернизации значительно больше, чем – либеральной. Ведь наше общество в своей глубине, в массах остается далеко нелиберальным.

Но из вышесказанного не следует, что завтра Россию ждет какой-то переворот и массовый террор. Сама программа модернизации, в принципе, долгосрочная. Для ее осуществления нужны адекватные государственные и общественные институты, которых на сегодняшний день в стране нет. И в один день их не создашь. А если попытаться, то опять появится мертвая конструкция. Следовательно, России нужна модернизация не догоняющая, а модернизация органическая, которая должна начаться с выработки адекватных политических институтов, которые бы воспринимались обществом как инструмент реализации общественной активности.

И инициативы главы государства по расширению полномочий ФСБ вполне укладываются в логику либеральной модернизации, поскольку Дмитрий Медведев прежде должен получить если не полный контроль, потому что все мы прекрасно понимаем: полный контроль он никогда не получит, но хотя бы отчасти – над силовыми структурами. Именно борьба за это влияние и определяет его активность в этой сфере. Не имея в руках инструментов, не имея никакого контроля над силовыми структурами, Медведев задачи, стоящие перед ним и страной, решить не сможет, и всё ограничится болтовней. И если это произойдет, то страну ждет еще один Ельцин, харизматический лидер, на фоне которого нынешний президент будет выглядеть достаточно бледно.