Обострение противоречий Ирана и Саудовской Аравии

Отношения Ирана и Саудовской Аравии сейчас вновь переживают период охлаждения и усиления напряженности. Саудовская суннитская арабская монархия тесно связанная с США и Великобританией и шиитский республиканский Иран практически сразу стали конкурентами и соперниками в борьбе за влияние в регионе, но в последние годы эта борьба становится все более жесткой и бескомпромиссной.

История двусторонних отношений в последние десятилетия

В 1960-70-х гг. отношения шахского Ирана и Королевства Саудовская Аравия находились на подъёме, хотя между странами и сохранялись трения по отдельным вопросам. Саудовская Аравия, конечно, опасалась гегемонистских устремлений шаха, становления Ирана, как региональной державы и своеобразного «жандарма Персидского Залива». Особенно это стало, заметно в 1970-х г., после того как шахская армия высадила десант и установила контроль над тремя спорными островам около Ормузского пролива, на которые претендовали Объединенными Арабскими Эмиратами.

Однако при всем этом были и точки соприкосновения интересов и тесного сотрудничества, ведь обе страны были монархиями, имевшими хорошие отношения с Западом и серьезно опасавшимися распространения и усиления левых и республиканских идей на Ближнем Востоке. Например, в ходе гражданской войны в северном Йемене в 1960-х годах Иран, Саудовская Аравия и Великобритания поддерживали монархистов, воевавших против республиканцев, получавших всестороннюю помощь от Египта и СССР. Поэтому те годы до сих пор считаются годами наилучших отношений между Тегераном и Эр-Риядом.

После исламской революции в Иране в 1979 году ситуация кардинально изменилась. Свержение иранской монархии и создание исламской республики было воспринято в Саудовской Аравии как непосредственная угроза их безопасности. Иранская революция давала крайне опасный пример для противников абсолютной королевской власти и, особенно для значительного шиитского меньшинства, подвергающегося жесткой дискриминации в ваххабитской Саудовской Аравии. Постоянное давление и преследования сделали шиитов легко восприимчивыми к революционным идеям. А шиитов хоть всего около 10-15% населения королевства, но они составляют большую часть населения в отдельных районах, в том числе и в богатых нефтью восточных районах.

Страх перед возможным распространением революции в соседние страны сложился с уже имевшимися опасениями дальнейшего усиления Ирана и был подогрет давними персидско-арабскими противоречиями, что подтолкнуло арабские страны Персидского Залива к действиям против Ирана.

В 1980 году Ирак, вторгнувшись на территорию Ирана, начал войну, которая продолжится в течение восьми лет. Во время ирано-иракской войны отношения между Эр-Риядом и Тегераном начали приближаться к враждебным, так как саудовская позиция в войне была далекой от нейтральности.

Саудовская Аравия вместе с ОАЭ, Кувейтом и Бахрейном с самого начала стала одним из главных помощников и финалистов Ирака. Так размер одной только саудовской помощи Багдаду оценивается более чем в 30 миллиардов долларов США. Без этих получаемых из арабских монархий десятков миллиардов долларов Ирак не смог бы так долго продолжать войну и закупать все новые и новые вооружения за границей. Кроме этого значительная часть поставок оружия в Ирак проходила через саму территорию Саудовской Аравии и Кувейта, а на их аэродромах иногда производили посадку и получали обслуживание иракские боевые самолеты.

Напряженность между Ираном и Саудовской Аравией еще более обострилась после начала так называемой «танкерной войны», когда Ирак и Иран пытались подорвать экономики друг друга, атакуя нефтяные терминалы и танкеры третьих стран, с помощью которых шел экспорт нефти из воюющих государств. Боевые действия вскоре распространились на практически весь Персидский Залив, а так как в перевозке иракской нефти активно участвовали и танкеры Саудовской Аравии, то дошло и до прямых столкновений саудовских и иранских ВВС. В 1984 году два иранских F-4E были перехвачены двумя саудовскими F-15С, в результате боя один из иранских самолетов был сбит.

Но сильнее всего двусторонние отношения ухудшились после событий 31 июля 1987 года в Мекке. Тогда во время хаджа паломники из Ирана и нескольких других стран устроили демонстрацию в поддержку Ирана. Саудовская полиция попыталась ее разогнать, начав масштабные столкновения паломников с полицией. Саудовские службы безопасности массово применяли огнестрельное оружия, что привело к многочисленным жертвам среди паломников. Тогда по официальным данным погибло 402 человека и еще 649 ранено, из них иранцами были 275 погибших и 303 раненных. В ответ, собравшаяся многотысячная демонстрация иранцев пыталась атаковать посольство Саудовской Аравии в Тегеране. Страны тогда обменялись крайне жесткими заявлениями в адрес друг друга и дипломатические отношения между странами были сокращены до минимума.

Ослабление и распад СССР оставил США единственной мировой сверхдержавой, что изменило баланс сил во всем мире. Ну а окончание ирано-иракской войны в 1988 году, вторжение иракской армии в Кувейт в 1990 году и последующий ее разгром со стороны войск многонациональной коалиции, во главе США еще сильнее изменили баланс сил непосредственно на Ближнем Востоке. Ирак был фактически выведен из числа претендентов на статус региональной державы, но Саддам Хуссейн остался у власти.

Тем самым Саудовская Аравия получила очень благоприятные для себя условия. Распад СССР и фактический уход России с Ближнего Востока привел к резкому ослаблению позиций бывших просоветских стран и левых партий и движений. В Ираке Саддам Хуссейн уже не был способен угрожать Саудовской Аравии, но мог контролировать шиитов и не допускать расширения сферы влияния Ирана. Иран же серьезно пострадавший в результате многолетней войны с Ираком остро нуждался в мире и иностранных инвестициях, чтобы обеспечить восстановление и дальнейший рост экономики. В это время произошла частичная нормализация отношений между Тегераном и Эр-Риядом. В 1990-х и начале 2000-х гг. были заключены многие двусторонние соглашения в сферах политики, экономики и безопасности, а Саудовскую Аравию с официальными визитами посетили президенты Ирана Рафсанджани и Хатами.Столкновение интересов

Несмотря на улучшение двусторонних отношений, уже в 1990-х начала усиливаться борьба за влияние в других странах региона. Так если Саудовская Аравия стала одной из трех стран, официально признавших власть движения «Талибан» в Афганистане, то Иран был одним из главных врагов талибов и вместе с Россией поддерживал деньгами и оружием их противников из «Северного Альянса». В те же годы Иран продолжал укреплять свои позиции в Ливане и Йемене, активно развивал связи с Сирией и т.д.

До определенного момента это не мешало нормализации ирано-саудовских отношений. Все изменилось после американского вторжения и оккупация Афганистана и Ирака и начала резкого давления на Иран по поводу его атомной программы. Многие эксперты считают, что США свергнув власть талибов в Афганистане и Саддама Хуссейна в Ираке, тем самым резко усилили иранские позиции. Однако с этим нельзя полностью согласиться. Да иранское влияние в Афганистане и особенно Ираке резко увеличилось, но там остались и американские войска, а Соединенные Штаты сами начали все больше усиливать давление и угрожать Ирану. К тому же с территории Афганистана усилился поток наркотиков, борьба с которыми отнимает немало сил и средств. Да и само по себе наличие протяженных границ с такими неспокойными странами, явно не идет на пользу безопасности и стабильности любого государства.

В подобной обстановке иранскому руководству надо было действовать своевременно и точно реагировать на происходящие изменения, чтобы не проиграть США и Саудовской Аравии в борьбе за влияние. Это и произошло после избрания Ахмадинежада президентом, когда иранская внешняя политика стала более активной и приобрела мощный наступательный характер. В это же время Саудовская Аравия, несмотря на наличие гигантских финансовых и идеологических ресурсов и поддержку со стороны США, не смогла среагировать на произошедшие изменения быстро и эффективно, что привело к чувствительным неудачам.

В Ливане Саудовская Аравия вместе с западными странами сделала ставку на «Коалицию 14 марта» во главе с суннитским движением «Аль-Мустакбаль». После так называемой «кедровой революции» 2005 года и вывода сирийских войск эта коалиция оказалась у власти. Но близким к Ирану и Сирии, шиитским движениям «Хезболла» и «Амаль» удалось сформировать сильный оппозиционный блок, заручившись поддержкой христианского Свободного патриотического движения во главе с влиятельнейшим генералом Ауном и многих других партий. Остановить рост популярности оппозиции правящей Коалиции не удалось, а попытка надавить на нее привела в 2008 году к вооружённым столкновениям между партиями. В результате правительство было вынуждено подписать с оппозицией соглашение в Дохе, отказаться от давления и сформировать правительство национального единства. По мнению ряда экспертов, это вызвало разочарование Эр-Рияда в «Коалиции 14 марта», и там сейчас хотят противопоставить «Хезболла» и их союзникам еще и радикальные суннитские группировки.

Другой крупной неудачей саудовской внешней политики стала недавняя война на севере Йемена. Там в горных районах с 2004 года все сильнее разгоралось пламя вооруженного восстания племен шиитов-зейдитов против режима бессменного президента Йемена Салеха. Считается, что Иран оказывает финансовую и информационную поддержку шиитским повстанцам, в то время как Саудовская Аравия потратила много сил и средств на вооружение и подготовку йеменских правительственных войск и ополчения суннитских племен. Но крупномасштабная военная операция йеменской армии против шиитских повстанцев летом-осенью 2009 году закончилась провалом, несмотря на то, что на стороне правительственных войск по некоторым данным воевали наемники и боевики, ранее воевавшие в Афганистане, Чечне и Ираке. После этого в конфликт открыто вмешались саудовские королевские войска, что можно назвать крупным просчетом Эр-Рияда. Королевская армия, несмотря на абсолютное господство в воздухе и наличие самых современных вооружений понесла значительные потери и не смогла выбить повстанцев с занятых ими позиций. Об этих неудачах йеменских и саудовских войск и последующем вынужденном перемирии с шиитскими повстанцами в начале 2010 года всему миру подробно сообщали иранские телеканалы и новостные агентства, что ударило по престижу и авторитету Саудовской Аравии.

Еще одной точкой ирано-саудовского соперничества является Ирак, и оно все обостряется на фоне постепенного вывода оттуда американских войск. На прошедших в марте выборах как шиитские блоки Иракский Национальный Альянс и «Государство закона», так и в основном суннитский блок «Аль-Иракия не смогли добиться большинства необходимого для формирования правительства. Неспособность сторон договориться привела к политическому кризису, которые продолжается несколько месяцев и его конца по-прежнему не видно. Для Ирана лучшим вариантом, скорее всего, было бы создание иракского правительства на основе шиитских партий и в союзе с курдами, но это будет означать окончательное отстранение иракских суннитов от власти. Такой вариант для Саудовской Аравии абсолютно неприемлем, и они прикладывают максимальные усилия, чтобы не допустить этого.

В сложившейся обстановке недоверия между Ираном и Саудовской Аравией растет количество взаимных споров и обвинений. В Иране обвиняют саудовские власти в покровительстве террористическим группировкам, совершающим взрывы на иранской территории и соучастии в похищении иранского физика-ядерщика Шахрама Амири. Вызывает протесты в Иране и оскорбления и угрозы в адрес шиитов, что регулярно раздаются со стороны многих саудовских религиозных деятелей.

В свою очередь саудовское руководство крайне настороженно относится к развитию иранской ядерной программы, и увеличивают закупки новых вооружений. Одновременно снова усиливается давление на шиитские общины королевства, к которым по-прежнему относятся как к иранской «пятой колонне». Поднимаются и старые персидско-арабские споры, так недавно Саудовская Аравия снова поддержала притязания ОАЭ в территориальном споре с Ираном, а давний спор из-за названия Персидского залива привел к отмене Игр исламской солидарности, которые должны были пройти в Тегеране.

Таким образом, Саудовская Аравия сейчас вместе с США и Израилем пытается сдержать дальнейшее усиление Ирана. Для этого применяются все доступные средства, в том числе нагнетается напряженность между суннитами и шиитами, и используются группировки суннитских экстремистов, считающих шиитов смертельными врагами. Это негативно сказывается на безопасности всего региона, но похоже страх перед Ираном перевешивает все остальное.