Политолог: Кадыров станет императором Кавказа?

АПН: Как вы оцениваете заявление Рамзана Кадырова о необходимости переименования поста президента Чечни?

Юрий Шевцов, политолог (Минск):

1. Кадыров не просто заявил о необходимости упразднения поста чеченского президента. Он предложил ввести вместо него пост имама. Это свидетельствует об усилении позиций политического ислама в Чечне. Имам Кадыров — это демонстрация приверженности прежде всего исламской культуре и ее традициям.

В противовес традиции европейской заявление о том, что президент в России должен быть один — президент РФ, направлено вовне Чечни.

2. Новым титулом Кадыров подчеркивает приверженность чеченской национальной традиции. Имамы возглавляли сопротивление России во время Кавказской войны. Кадыров может обратиться к этой традиции и стать одним из таких имамов. А может попробовать ее сломать, став верным Москве имамом. В любом случае речь идет об актуализации традиции имамата и чеченской самостоятельности. И о переходе Чеченской республики из европейской как бы традиции к традиции исламской и очень чеченской. Кстати, став имамом Кадыров может логично ставить вопрос и о переименовании Чечни из республики в имамат.

3. Если Кадыров будет провозглашен имамом не только в порядке переименования должности президента в имама, а по всем положенным исламским традициям, тогда он приобретет дополнительную, отличную от российской легитимизацию. Это напоминает следующий шаг к независимости Чечни от России и к превращению Чечни в ядро имамата, который может превосходить границы Чечни. Причем имамат, если действительно речь будет идти о восстановлении его традиции, сможет развиваться продолжительное время и в рамках Российской Федерации.

В общем, этот шаг Кадырова демонстрирует новую, более высокую, чем ране, степень зрелости политического ислама в Чечне и на Северном Кавказе вообще.

Вячеслав Данилов, главный редактор сайта «Либерти.ру»:

Жест Рамзана Ахматовича не стоит рассматривать как лишь своего рода дань восточным верноподданническим традициям. По большому счету вообще не в них дело — я бы сказал, что этим жестом Кадыров выступает как весьма радикальный критик сложившейся в России системы административно-территориального управления.

Жест Кадырова — это непонимание ratio территориально-административного деления, неприятие сложившихся в наличном режиме практик управления регионами и межрегионального сотрудничества. В принципе, Кадыров бросает Центру вызов.

В чем суть этого вызова? Это требование рационализации региональной политики Москвы, требование равноправия регионов, требование выработки четких и ясных критериев взаимоотношений регионов и Центра.

Попробуйте рационально обосновать систему административно-территориального деления России, объяснить, почему одни субъекты Федерации являются республиками, а другие областями? Почему существуют такие невероятные субъекты Федерации как Москва и Петербург? Почему город называется Петербург а находится он в Ленинградской области? А где Ленинград? Но проблема отнюдь не в топонимах.

Жест Кадырова — еще раз — это симптом нового передела страны. Представьте себе, что у вас куча детей — вы им купили рубашки, штаны, ботинки. Но дети растут — и им нужна одежда другого размера — одному брюки малы, а другому туфли жмут. Применительно к политическому районированию, наличные границы регионов с одной стороны, и наличные статусы региональных органов власти оказываются несоразмерны решаемым задачам. Это очень серьезная проблема. И прежде всего проблема философии власти — какого рода политику она хочет иметь в отношении внутренних границ и внутренних статусов вассалов и их команд, региональных легислатур и принципов формирования «вертикали».

Существующая сегодня система районирования, которая на самом деле является отражением системы статусов местных вассалов (не только региональных, но и отраслевых), образует федерацию совершенно разных государств. Одни вассалы подчиняются одному герцогу, другие — второму, третьи — третьему и, может, заодно еще и первому. Внутри Росси есть еще несколько десятков пересекающихся или не пересекающихся друг с другом «россий», вертикалей и всяких диагоналей власти. Что создает кошмарную ситуацию одновременного избытка власти и ее недостатка.

Возможно, из всех его инициатив Кадырова, эта — несомненно самая сильная во всех отношениях.

В принципе, я бы сказал, что Кадыров начал новый парад суверенитетов.

Павел Святенков, эксперт Института национальной стратегии:

Формально требуя переименовать должность президента Чечни, Кадыров делает жест в сторону Москвы. Дескать, в России должен быть только один президент. Однако интерпретация его решения может быть разной. В случае, если должность президента Чечни просто сменит название и он будет называться, допустим, «главой республики», это будет означать, что Кадыров совершил тонкий бюрократический ход. В последнее время им выражали недовольство слишком многие. Чечня и чеченские общины обрели слишком высокий статус, который угрожал независимости и территориальной целостности России. Переименование поста президента в этом контексте означает попытку сохранить власть, сменив декорации. «Кадыров прощается, но не уходит».

Другая интерпретация предполагает, что пост президента будет переименован в пост имама. Это будет означать претензию на совершенно другой, еще более высокий статус Чечни, чем даже сегодня. Имамом был знаменитый Шамиль. Причем его имамат распространялся на территорию Дагестана. Провозглашение Кадырова имамом будет означать претензию на роль общекавказского теократического владыки, ни больше ни меньше. С точки зрения исторической логики аналогичную роль сыграло превращение первого консула Бонапарта в императора Наполеона. Провозглашение Кадырова имамом будет означать «коронацию» его в качестве императора чеченцев и кавказцев. Естественно, ни о какой территориальной целостности России в этом случае не может быть и речи.