Дмитрий Медведев ограничил Азербайджан

Президент Дмитрий Медведев завершил визит в Баку, итоги которого должны компенсировать Азербайджану недавнее резкое укрепление военного сотрудничества России с недружественной тому Арменией.

По итогам переговоров с президентом Ильхамом Алиевым наконец-то была оформлена линия границы между двумя странами, причем на выгодных для Баку условиях. Главным же стало подписанное соглашение, по которому «Газпром» с 2011 года удвоит закупки азербайджанского газа, что принесет Баку до 5 млрд долларов в год. Эти договоренности, подтвердившие готовность Москвы выкупать у Баку весь газ, станут крайне неприятным сюрпризом для Евросоюза с его проектом Nabucco.

Дмитрий Медведев побывал в Закавказье ровно две недели назад — 21 августа он принял участие в неформальном саммите ОДКБ в Ереване, а заодно провел крайне результативные переговоры с президентом Армении Сержем Саргсяном. Причем итоги того разговора никак не могли обрадовать Ильхама Алиева.

Тогда Медведев и Саргсян подписали протокол, в соответствии с которым российские военные не просто сохранили базу в Гюмри до 2044 года, но и обязались прийти Армении на помощь в случае военного конфликта. Учитывая, что из-за карабахской проблемы Баку и Ереван до сих пор технически находятся в состоянии войны, эта договоренность крайне обеспокоила Азербайджан. И, по словам собеседника «Коммерсанта» в МИД РФ, именно этим во многом объясняется та поспешность, с которой Дмитрий Медведев решил наведаться и в Баку.

Выйдя после переговоров к журналистам, президент Медведев честно признал, что судьба базы в Гюмри и ее мандата были одной из главных тем разговора: «Мы достаточно подробно об этом поговорили с президентом Азербайджана». При этом он постарался развеять опасения азербайджанской аудитории, с напряжением ловившей каждое его слово: «В нем (соглашении с Арменией. — «Коммерсант») нет ничего принципиально нового. Оно означает только одно: срок пребывания этой базы увеличивается на определенное количество лет». Ильхам Алиев тему российско-армянского военного сотрудничества затрагивать не стал, но отметил, что личное участие Дмитрия Медведева в переговорах Баку и Еревана «играет очень позитивную роль» и делает контакты «наиболее эффективными». Судя по этим словам, разговором и российским собеседником он остался доволен.

Итоги переговоров действительно оказались весьма выгодны для Азербайджана. Во-первых, президенты подписали Договор о государственной границе между двумя странами, который определяет линию от точки стыка РФ, Азербайджана и Грузии до Каспийского моря. Переговоры о делимитации 390-километрового участка границы шли с 1996 года, однако стороны упирались в спорный вопрос о вододелении на реке Самур, большая часть которой течет через Дагестан. Лишь небольшой ее кусок длиной 38 км проходит вдоль границы с Азербайджаном, однако в руках Баку оказался Самуро-Апшеронского гидроузел.

В июне прошлого года во время визита Дмитрия Медведева в Баку Азербайджан предложил провести границу посреди реки, закрепив статус-кво, но при этом создать совместную комиссию, которая будет регулировать вопросы использования гидроресурсов. Именно этот вариант вчера и приняла Москва. В дополнение к договору о госгранице главы МИД подписали соглашение о рациональном использовании и охране водных ресурсов Самура.

Но главным подарком Баку стало дополнение к действующему соглашению по закупке Россией азербайджанского газа, которое в присутствии президентов подписали глава «Газпрома» Алексей Миллер и президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР) Ровнаг Абдуллаев. Согласно этому документу, с 2011 года Россия удвоит объем импорта до 2 млрд кубометров в год, а с 2012 года он превысит 2 млрд кубометров. Коммерчески эти закупки не слишком выгодны для «Газпрома».

В соглашении с ГНКАР от 14 октября 2009 года предусмотрена формула цены, привязанная к корзине нефтепродуктов, которая корректируется раз в квартал. При цене нефти 75 долларов за тонну закупочная цена газа устанавливается на уровне 245 долларов за тысячу кубометров.

По словам президента Азербайджанского центра нефтяных исследований Ильхама Шабана, сейчас «Газпром» покупает газ по 240-245 долларов за тысячу кубометров, и в ближайшее время цены будут примерно такими же. Это самая высокая закупочная цена, которую «Газпром» платит в СНГ. К примеру, по неофициальным данным, РФ покупает туркменский газ по 190 долларов за тысячу кубометров, а казахский — по 230 долларов. Однако азербайджанский газ решает важные политические задачи России.

Дело в том, что азербайджанский газ должен стать основной ресурсной базой для европейского проекта Nabucco — конкурента лоббируемого Москвой газопровода South Stream (у обеих труб практически идентичные маршруты на территории европейских потребителей и схожие источники поставок).

Недавно оператор Nabucco сообщал «Коммерсанту», что ресурсной базой для проекта является азербайджанский газ в объеме 10 млрд кубометров, туркменский и иракский — также по 10 млрд кубометров. Таким образом, выкупая свободный газ у Азербайджана, Россия лишает Nabucco ресурсов.

При этом, как заявил Алексей Миллер, в базовом контракте с ГНКАР «нет верхней планки для объема поставок газа из Азербайджана», а потому «Газпром» готов выкупать весь газ, который Баку может экспортировать. Более того, по его словам, «Газпром» готов закупать весь газ проекта Шах-Дениз-2 и обсудить покупку доли в Шах-Дениз-1 у британской BP. «Если нам кто-то предложит (купить активы ВР в Азербайджане.- «Коммерсант»), мы рассмотрим»,- сказал Миллер.

О судьбе Nabucco говорил и Дмитрий Медведев. «Российская позиция здесь всегда заключалась в том, что мы не можем и не должны препятствовать каким-либо проектам. Пусть победят те проекты, которые приносят прибыль. Ничего никто никому не навязывает», — сказал он. При этом президент заметил, что РФ и Азербайджан имеют «совпадающие интересы, потому что являются производителями энергоресурсов», а потому «должны договариваться и кооперироваться». Таким образом, он дал понять, что Москве и Баку будет выгодней договориться и уже общаться с европейскими покупателями с единой позиции.

Российских переговорщиков могло насторожить только то, что Ильхам Алиев, говоря о перспективах участия своей страны в Nabucco, не был столь категоричен. «Только доказанные запасы газа в Азербайджане составляют более 2 трлн кубометров, а потенциал — порядка 5 трлн кубометров. Поэтому газа нам хватит на многие десятилетия вперед», — сказал он. Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что уже в 2015 году на Шах-Дениз-1 и Шах-Дениз-2 можно будет добывать 10-12 млрд кубометров, так что страна сможет удовлетворить нескольких покупателей.