Минобороны ликвидирует главкомов

Российское военное ведомство начало новый виток реформы. После сокращения 70% офицеров и ликвидации военных округов военное руководство может ликвидировать главные командования видов войск— ВМФ, ВВС и Сухопутных войск, боевые части которых будут входить в состав четырех оперативно-стратегических командований (ОСК)— «Запад», «Восток», «Юг» и «Центр». Как стало известно GZT.RU, вместо главкоматов будут образованы департаменты видов войск Генштаба. А главкомы превратятся в начальников департаментов с чисто административными функциями.

О том, что Главные могут быть ликвидированы, стало ясно после того, как источник «Интерфакса-АВН» в пятницу в ответ на сообщения СМИ об отмене переезда главкомата ВМФ в Петербург сообщил, что переезд отменен лишь потому, что никакого главкомата больше не будет— вместо него появится департамент военно-морского флота Генштаба.

Информацию о том, что в военном ведомстве готовится совсем закрыть главное командование ВМФ подтвердили и источники GZT.RU в Минобороны. Но согласно их данным, подобной реорганизации будут подвергнуты и ВВС, и Сухопутные войска. Причем, скорее всего, все эти структуры переедут в нынешнее здание главкомата Сухопутных войск на Фрунзенской набережной— там для этого есть все условия.

Решение пока не принято

Впрочем, официальные представители Минобороны информацию о реорганизации главкоматов не подтвердили, отметив, что никаких документов на этот счет нет. Но и полностью опровергать не стали, добавив, что никто до конца не знает, куда повернет военная реформа.

Если решение будет принято, главкоматы, а значит и главкомы, исчезнут как класс, что, безусловно, вызовет очередную волну критики в адрес министра обороны Анатолия Сердюкова и начальника Генштаба ВС РФ Николая Макарова со стороны некоторых военных. Структура же Минобороны будет выглядеть следующим образом: Генеральный штаб, который управляет четырьмя независимыми друг от друга армиями— ОСК, и департаменты родов и видов войск, которые на административном уровне курируют соответствующие управления в этих самых ОСК.

И если сейчас главкому ВВС подчиняются вся военная авиация страны, а главкому ВМФ— все флота, то с переходом к новой структуре в каждом ОСК появится своя авиация, свой флот, свои сухопутные войска, а департаменты Генштаба будут лишь координировать их работу и снабжать горючим и запчастями. Возможно, департаменты же будут обеспечивать ОСК кадрами и техникой. Но совершенно ясно, что командовать этими частями будут уже не главкомы (или как их там назовут), а командующие ОСК.

Работать все равно придется

Хорошо это или плохо— вопрос открытый, потому что, с одной стороны, у каждого ОСК будут разные условия для работы и разные задачи— западному придется прикрывать страну от НАТО, южному— от террористов, а восточному— от японцев и китайцев (центральное, видимо, будет помогать и тем, и другим. Поэтому и подходы к их формированию, комплектованию и обучению должны быть разными. С другой стороны, «если завтра война», то четыре разнородных самостоятельных структуры могут просто не сработаться, как это было в Чечне с частями МВД, ФСБ и Минобороны, регулярно стрелявшими друг по другу на потеху боевикам.

Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков считает, что полного ухода от структуры главкоматов не произойдет. «Можно переменовать главкоматы в департаменты Генштаба, можно вообще всю армию назвать Генштабом. Но есть определенный объем работ, выполнение которого требует определенного количества человеко-часов. И вы как угодно назовите этих людей, но если их не будет, то этот объем не будет выполнен. И тут никакие перестановки ничего сделать не смогут»,— отметил Сивков.

Он привел пример, что для подготовки плана дивизионных учений должны работать как минимум четыре офицера, которые должны не только оценить боеготовность подразделений дивизии, согласовать использование полигона с штабом военного округа, но и разработать сценарий учения, чтобы каждый солдат знал, где ему стоять и куда стрелять. «Некачественная подготовка к учениям приводит к жертвам, потому что военные все-таки обращаются с оружием. И здесь никакой оптимизацией и компьютеризацией вопрос не решить— пока эти четыре офицера вручную не напишут план, никаких учений не будет. А учения у нас составляют основу боевой подготовки»,— напомнил Сивков.