Русские Туркмении не нужны?

Власти республики заставляют обладателей двойного российско-туркменского гражданства выбирать одно из них.

С начала июля в Туркмении разворачивается скандал, связанный с тем, что власти республики снимают с авиарейсов обладателей двойного российско-туркменского гражданства, заставляя их отказываться от одного из паспортов. В результате русскоязычное население Туркмении, значительная часть которого является обладателями двойного гражданства, оказалось в ситуации своеобразной «транспортной блокады», выхода из которой пока не видно.

Ведь отказ от российского гражданства чреват тем, что пределы республики покинуть будет крайне затруднительно, так для этого необходимо будет получать выездную визу. Отказ же от туркменского гражданства приведет к тому, что получать придется уже въездную туркменскую визу, что сделать также почти нереально, а вся оставшаяся в республике собственность будет потеряна. В результате русскоязычное население Туркмении, значительная часть которого является обладателями двойного гражданства, оказалось в ситуации своеобразной «транспортной блокады», выхода из которой пока не видно.

Первой о проблемах с выездом из республики у лиц с двойным российско-туркменским гражданством сообщила 1 июля базирующая в Австрии Туркменская инициатива по правам человека. По данным этой правозащитной организации из-за проблем с двойным гражданством с авиарейсов были сняты 12 человек. К 5 июля число пострадавших таким образом пассажиров московских авиарейсов по информации «Времени новостей» достигло 40 человек. 8 июля покинуть Туркмению не смогли еще 11 человек. 13 июля власти республики еще более «усовершенствовали» борьбу с обладателями двойного гражданства, запретив им лететь на Украину через Россию. Ранее они могли пользоваться преимуществами безвизового режима между Россией и Украиной, беспрепятственно попадая в Киев авиарейсом через Москву. Теперь же они вынуждены получать украинскую визу, так как безвизового режима между двумя странами нет.

Развернутая туркменскими властями охота на «двойников» оказалась для них полной неожиданностью, так как после решительного выступления российского МИДа в защиту российских граждан семь лет тому назад вопрос казался полностью исчерпанным. Однако спокойствие оказалось временным, и на этот раз руководство республики, похоже, настроено еще более решительно, чем ранее.

Положение усугубляется тем, что российский МИД, прямой задачей которого является защита прав соотечественников за рубежом, на этот раз почему-то хранит полное молчание, а посольство России в Туркмении лишь сообщает о том, что располагает всей необходимой информацией по этой проблеме.

История российско-туркменского соглашения «Об урегулировании вопросов двойного гражданства» весьма примечательна. Соглашение было подписано в декабре 1993 г. и вступило в силу в мае 1995 г., после его ратификации парламентами. Помимо Туркмении Россия заключила аналогичное соглашение только с Таджикистаном. Причем в отличие от российско-туркменского соглашения договор о двойном гражданстве с Таджикистаном, подписанный в сентябре 1995 г. и ратифицированный в декабре 1996 г., действует до сих пор. Судьба же соглашения с Туркменией остается неясной. После того, как в апреле 2003 г. президенты России и Туркменистана подписали протокол о прекращении его действия, туркменская сторона рассматривает соглашение о двойном гражданстве как утратившее силу. Россия же этот протокол до сих пор не ратифицировала и обладание двойным российско-туркменским гражданством считает законным.

Проблемы у обладателей двойного гражданства в Туркмении начались сразу после 25 ноября 2002 г., когда на президента С. Ниязова было совершено покушение. По мнению одних наблюдателей оно было специально инспирировано туркменскими спецслужбами с тем, чтобы получить повод для расправы над оппозицией, другие же считали, что покушение действительно готовилось, а спецслужбы лишь форсировали события, чтобы заранее арестовать всех его участников. Среди обвиняемых по этому делу оказались 16 иностранных граждан, в том числе 5 граждан России. Двойное российско-туркменское гражданство имел и главный заговорщик, бывший министр иностранных дел Туркменистана Борис Шихмурадов. Тот факт, что обвиняемые имели гражданство другого государства, сделал дальнейшее функционирование соглашения крайне нежелательным. 12 января 2003 г. С. Ниязов, выступая по национальному телевидению, заявил, что рассматривает возможность приостановления действия соглашения с Россией о двойном гражданстве, так как оно позволяет преступникам скрываться от правосудия.

Определенные основания для подобных опасений у туркменских властей были. Пользуясь преимуществами российского гражданства, его обладатели могли беспрепятственно ездить в Россию и обратно. При этом выдачи гражданина РФ другому государству российская конституция не допускает. 62-ая статья конституции РФ гласит, что «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства», а федеральный закон «О гражданстве» прямо говорит, что «гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России». То есть граждане России, имеющие также гражданство Туркмении, с точки зрения российского законодательства являются только гражданами РФ. Никаких других прав и обязанностей, за исключением запрета занимать ряд должностей на государственной службе, они не имеют.

Осознание этого факта туркменскими властями привело к тому, что институт двойного гражданства у себя в стране они постарались ликвидировать. В апреле 2003 г. между Россией и Туркменией было подписано крайне важное для РФ соглашение о поставках туркменского газа сроком на 25 лет и одновременно – протокол, прекращающий действие соглашения о двойном гражданстве. Президент РФ В. Путин заявил тогда, что свою историческую роль соглашение о двойном гражданстве выполнило, и все, кто с его помощью хотел уехать в Россию, уже это сделали. На практике, однако, двойное гражданство использовалось его обладателями не только для эмиграции в Россию, но и для того, чтобы беспрепятственно ее посещать, живя как бы «на две страны».

Количество обладателей двойного гражданства в Туркмении не известно, как не известен и этнический состав населения республики.

Накануне распада СССР в Туркмении проживали 334 тыс. русских (9,5% населения), по абсолютной численности которых она занимала последнее место среди республик Средней Азии и Казахстана. К 1995 г. численность этнических русских сократилась до 298,8 тыс. чел. (6,7 % населения), а к началу первого десятилетия 2000-х гг. они, по словам С. Ниязова, составляли всего 2% жителей страны. Но поскольку демографическая статистика в республике за время правления С. Ниязова перестала быть адекватной, демонстрируя резкий прирост численности титульного этноса и сокращение других этнических групп, выяснить количество русских в республике, а тем более обладателей двойного гражданства, которыми могут быть и представители других народов, сложно. По разным оценкам в республике проживают от 100 до 140 тыс. русскоязычного населения. Во многом неточность статистики как раз и объясняется наличием двойного гражданства, обладая которым, можно было проживать в России, не покидая окончательно Туркмению.

Весной 2003 г. туркменские власти решили с такой практикой покончить. 22 апреля 2003 г. президент С. Ниязов подписал указ, в соответствии с которым все обладатели двойного гражданства в течение двух месяцев должны определиться с тем, паспорт какой страны они хотят за собой сохранить. На следующий день обладателей двойного гражданства стали снимать с международных авиарейсов и требовать от них получения виз.

Кроме того, в СМИ появилась информация о том, что туркменские власти изымают у лиц с двойным гражданством квартиры.

Россия же со своей стороны, как уже говорилось, протокол о прекращении действия соглашения о двойном гражданстве не ратифицировала. Поскольку дело касалось граждан РФ, скандал быстро приобрел международный характер. 26 апреля российский МИД выступил с заявлением о том, что по-прежнему рассматривает соглашение о двойном гражданстве в качестве действующего. Причем обратной силы протокол о прекращении действия данного соглашения не имеет, а, следовательно, все лица, уже получившие двойное гражданство, должны сохранить его за собой и в будущем.

Решительные действия российского МИДа заставили туркменские власти прекратить давление на граждан РФ. Однако, вскоре они внесли изменения в законодательство, ставившие обладателей двойного гражданства вне закона. В августе 2003 г. была изменена конституция, седьмая статья которой теперь гласила, что «за гражданином Туркменистана не признается гражданство другого государства». Это положение вошло и в новую туркменскую конституцию, принятую в 2008 г. после смерти С. Ниязова и прихода к власти нового президента Г. Бердымухамедова. Однако в законе «О гражданстве Туркменистана» от 30 сентября 1992 года №740-XII положение о двойном гражданстве сохранилось, что ставило его обладателей в несколько двусмысленное положение.

Начавшаяся в июле этого года новая волна преследований «двойников» получила широкий резонанс в российских СМИ, заставивший МИД Туркмении обнародовать свою позицию. 7 июля на сайте посольства Туркменистана в России было размещено сообщение для СМИ, в котором утверждалось, что действия туркменской стороны абсолютно правомерны, так как согласно седьмой статье конституции гражданство другого государства за гражданами Туркмении не признается. Поэтому требование выездных виз для граждан Туркменистана и въездных – для иностранных граждан является полностью обоснованным. Что же касается волны публикаций в российских СМИ, то они, по мнению туркменского МИДа, распространяют «заведомо искаженные сведения», что является ни чем иным, как «попыткой негативным образом повлиять на традиционно дружеские и добрососедские отношения Туркменистана с РФ». Тем самым туркменские власти признали, что действительно оказывают давление на обладателей российских паспортов вопреки не только международным соглашениям, но и собственному закону о гражданстве.

Между тем, преследованиям подвергаются не только обладатели российского гражданства. С авиарейсов также снимают пассажиров, которые помимо туркменского имеют паспорт Турции или одной из европейских стран, хотя соглашений о двойном гражданстве с ними Туркмения и не заключала. По информации Deutsche Welle граждан, имеющих вторым турецкое или румынское гражданство, снимают с рейсов на Стамбул и Киев и предлагают отказаться от одного из паспортов, причем билеты им продаются беспрепятственно. По мнению российского эксперта Аркадия Дубнова, ограничительная политика туркменских властей связана с тем, что они намерены свести численность этнических меньшинств в стране к минимуму. В ближайшие годы в Туркмении должна пройти всеобщая перепись населения, которая отразит его этнонациональный состав.

Если в республике будет зафиксировано значительное количество национальных меньшинств, то, согласно международным конвенциям, они должны быть представлены в органах государственной власти, а туркменские власти хотели бы этого избежать.

Возможных осложнений в отношениях с Россией Туркмения сегодня, по-видимому, особенно не опасается. После того, как «Газпром» сократил закупки газа в республике с более чем 40 млрд. кубометров в 2008 г. до 10,5 млрд. куб. в текущем году, значение России как главного рынка сбыта резко уменьшилось. Главным покупателем туркменского газа все более явно становится Китай, уже запустивший в прошлом году первую очередь трансазиатского газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай мощностью 13 млрд. кубометров и планирующий увеличить его пропускную способность к 2013 г. до 40 млрд. кубов. До 20 млрд. кубометров в год планируется расширить мощность экспортного газопровода в Иран. Газ, который ранее покупала Россия, перенаправляется на другие маршруты, что неизбежно влечет за собой внешнеполитическую переориентацию страны.

На положении российских граждан эта газовая геополитика сказывается пока самым негативным образом. По свидетельству очевидцев, многие из них боятся ехать в Россию или возвращаться обратно, другие же спешно распродают свое имущество, чтобы как можно быстрее покинуть Туркмению.

Возвращаться домой боятся туркменские студенты, которые учатся в зарубежных вузах. При этом никакой официальной реакции на эту ситуацию российского МИДа, располагающего, по словам сотрудников посольства РФ в Ашхабаде, всей информацией, пока не последовало.