Глава белорусского государства бьет врага его же оружием

Александр Лукашенко, президент Белоруссии, о нападении на посольство РФ в Минске:
«Атака одна, атака вторая, атака третья в СМИ, беспрецедентное давление в экономике. Не получается. Хотели президента наклонить — получается наоборот. Надо искать другие методы. Им, наверное, нужен был этот инцидент, чтобы показать: «Видите, какой там Лукашенко? Чуть ли не сам устроил этот теракт».

През
дент Белоруссии Александр Лукашенко смотрит в зеркало и видит там премьер-министра России Владимира Путина. И наоборот. Информационная война двух братских народов вошла в кульминационную стадию. Окошко в аэропортах «Для граждан Союзного государства» выглядит нелепым политическим оксюмороном, сочетанием несочетаемого, братского родства и категорического взаимного неприятия элит.

Но лидеры двух государств — действительно братья. Брат бьет брата его же оружием — абсурдными по содержанию и неприличными по форме взаимными разоблачениями.

Российское начальство про Лукашенко — кино «Крестный батька». И он в ответ — сюжет по белорусскому телевидению про «Ладу Калину» с таким текстом: «Путина во время поездки сопровождала почти сотня спецавтомобилей, причем ни одного отечественного. А приметных желтых «Калин» оказалось целых три: две ехали своим ходом, а третью везли на платформе». А все дело в том, что Путин — отзеркаленный Лукашенко, и наоборот…

Это миф, что авторитарные политики должны дружить друг с другом. Их дружбы взаимно коварны и ситуативны. Неужели возможны, например, полноценные дружественные отношения — долгосрочные и стратегические — например, с Уго Чавесом или Ахмадинежадом? Неужели возможна перезагрузка отношений с Западом — долгосрочная и стратегическая — при национальном лидере Путине, который в своем последнем интервью эту самую перезагрузку поставил под сомнение, дежурно обругав НАТО?

Авторитарные правители тем и отличаются от демократических, что у них не бывает друзей и даже постоянных партнеров — попадаются только ситуативные. Поэтому и Белоруссия, и Россия постоянно оказываются то в кольце друзей, то в кольце врагов. И это кольцо постоянно сжимается. Российская «ось зла» — понятие подвижное: то в нее входит Польша, то выходит, чтобы спустя некоторое время — в этом нет никаких сомнений — войти заново. То мы любим Америку, то не любим, балансируя при этом на самими же придуманном каНАТО. Отделяем грузинский народ от его лидера, ударяя своими санкциями именно по народу и одновременно поднимая акции Михаила Саакашвили. Готовы признать большое историческое значение пакта Молотова-Риббентропа только потому, что не любим прибалтийские государства.

Декларируемый прагматизм внешней политики России — дружим с теми, с кем выгодно, — разбивается о внутреннюю политику. Именно она определяет понятие выгоды: повернулся глава Украины Виктор Янукович дружелюбным лицом к России — наши начальники готовы дружить, пусть и в ущерб собственной экономике. Тогда в чем прагматизм?

Прокремлевские и проправительственные СМИ ведут беспрецедентную кампанию против Лукашенко. Но ведь по сути дела они дискредитируют и своего лидера, потому что Лукашенко — такой же, как Путин. Такой же, как Путин, полный сил. Такой же, как Путин, любитель ручного управления, не верящий в рыночную экономику. Такой же, как Путин, непостоянный партнер, который не знает стратегических отношений с кем бы то ни было. Такой же, как Путин, ностальгирующий по СССР. Такой же, как Путин, не доверяющий никому. Такой же, как Путин, годами сидящий во власти, не терпящий ротации и оппозиции. И скорее всего, готовящий победу на ближайших выборах, несмотря на падение рейтинга до 33% и колоссальные проблемы в экономике. Над кем смеетесь?

Есть еще одна проблема. Руководство РФ уверено, что Лукашенко — это такой российский губернатор, управляющий одной из российских территорий под названием Белорусская область, только с норовом. Они уверены, что его можно снять с большими усилиями, ну примерно так же, как какого-нибудь Бооса. А Лукашенко не снимается никак. Отсюда и эти нелепые фильмы. Чем иррациональнее действия российской стороны, тем безумнее заявления Лукашенко. И обмену репликами и недружественными действиями не видно конца. Как не видно во всей этой истории такой мелочи, как два братских народа — белорусский и российский. Их рядом с вождями не стояло. Они всего лишь массовка — зрители и телезрители.

Как говорил секретарь ЦК Разумовский по схожему поводу: «Что делить двум братским мусульманским народам?!». Он имел в виду армян и азербайджанцев…