Белоруссия: формула смены власти. Часть 2

В принципе, три ключевых события стартующей на следующей неделе президентской кампании ясны. Это — четвертое Всебелорусское народное собрание (далее — ВНС), первый тур выборов президента республики и внеочередные выборы (в случае признания итогов декабрьских выборов недействительными). Рассмотрим эти события более подробно.

Всебелорусское собрание

В белорусской околополитической тусовке и экспертной среде сломано достаточно много копий вокруг того, что такое Всебелорусское собрание. Понятно, что никакого конституционного обоснования оно не имеет. Вызывает сомнения и сама процедура выдвижения на него депутатов. Т.е. принимаемые на нем решения не имеют никакого правового основания. Тем не менее, собрания регулярно созываются и решения на них принимаются. Какой же в них смысл? Смысл исключительно пиарный: нынешний глава государства на ВНС получает якобы наказ народа на следующие пять лет президентства. Таким образом, он легализует свою избирательную программу.

Глава государства во время избирательной кампании по выборам президента в отпуск не уходит, кампанию не ведет — занимается работой. Вместе с тем, ему просто необходим незадолго до выборов мощный пи-ар повод, который бы охватил под 100% все информационное пространство республики, тем самым не дав никаких информационных поводов раскрутиться конкурентам. Именно такую роль и призвано с регулярностью раз в пять лет выполнять Всебелорусское народное собрание.

Первый раз попытку нарушить монополию главы государства на информационное пространство в преддверие президентских выборов в 2006 году предпринял Александр Козулин. Его попытка была технологически неверна — он не собирал подписи на выдвижение кандидатом в депутаты ВНС. В этом была его ошибка. Тем не менее, громкий информационный повод (что главное в этой ситуации) он создал.

С 2006 года в этом плане ничего не изменилось. Главная цель четвертого Всебелорусского собрания — это сделать обсуждение хода и итогов ВНС основным информационным событием в республике вплоть до даты голосования. Соответственно, это отличный повод распиарить очередной заход во власть действующего главы государства, дать ему тотальное преимущество на информационном пространстве вплоть до самих выборов, тем самым максимально не впустить на него конкурентов по предвыборной кампании.

Соответственно, если четвертое Всебелорусское народное собрание становится главным информационным событием-поводом всей избирательной кампании, то и остальным кандидатам в условиях а) очень жесткого информационного прессинга со стороны власти, б) отсутствия плотного контакта с избирателями, в) отсутствия выхода на национальные телеканалы и республиканскую прессу, это событие надо использовать по максимуму.

В этом плане что же мы наблюдаем. Что только команда гражданской инициативы «Говори правду» понимает истинную природу данного форума и проводит соответствующую работу: они уже второй раз за полгода собирают подписи за своего лидера, серьезно повышая его узнаваемость с учетом относительно малого времени существования инициативы. Т.е. просто грамотно работают в пи-ар плане.

Соответственно, пустят или нет власти Владимира Некляева на ВНС — дело уже десятое, главное его команда уже сделала — избиратели в курсе, что есть кандидат. Если же Некляев сможет еще и зарегистрироваться на форуме, поскольку у властей нет правовой отмазки не пустить его на собрание с учетом собранных 25 тысяч подписей, и выступить — это будет действительно серьезная победа в пиар пространстве. Что и требуется для успешного проведения избирательной кампании. Если же власть его не зарегистрируют, а было бы желательно и еще человек 10-15, то тогда и решения этого форума будут под вопросом.

А что наша остальная, с позволения сказать, оппозиция? Она просто тупо в упор не видит этого главного пи-ар события избирательной кампании. Так, ОГП, как и другие оппозиционные структуры под любыми предлогами уклоняются от сбора подписей для своих лидеров. Хотя в их положении надо использовать любые возможности для работы с электоратом, тем более (!) в ходе президентской избирательной кампании. Сейчас либерал-деморкаты начали критиковать национал-радикалов из БНФ за известный антироссийский манифест как несвоевременный и т.д. Но ведь их позиция в отношении четвертого ВНС полностью идентична позиции БНФ — ничего не делать тогда, когда появляется шанс. Ведь все прекрасно понимают: если пойдет один Владимир Некляев — это один вариант развития событий (его одного «паковать по полной» будет гораздо легче), и совсем другое дело, когда на ВНС, освещаемая мировыми электронными СМИ, в том числе российскими, пойдет «группа товарищей».

Поэтому еще раз хочется подчеркнуть, что главное пи-ар событие предстоящей избирательной кампании — это четвертое Всебелорусское собрание. Его надо использовать по полной программе. И отставить всякие детские оговорки по поводу его легитимности. Давно ведь все расставлено по своим местам: есть легитимность де-юре, а есть де-факто. Те же США не признают нынешнего главу белорусского государства де-юре, но имеют с ним дело де-факто. Не надо стараться быть святее Папы Римского.

Некляев поступает технологически грамотно пока. И если оппозиция не хочет, чтобы от нее отвернулись последние сторонники, то надо активней заниматься политикой, а не ее комментированием. Оппозиция горазда подписывать различного рода бумажки, но как заниматься реальным делом — все в кусты. Так политика не делается.

Выборы

Вторым ключевым событием предстоящей кампании является, конечно, сам день выборов, первый тур. Понятно, особенно с учетом последних событий, что власть даже не думает проводить их честно и открыто, с участием демократической общественности и наблюдателей. Хотя это — честные и открытые выборы были бы единственным шансом Александра Лукашенко если не остаться у власти, то, по крайней мере, выиграть выборы, пусть и с 51% проголосовавших за него. Что делать потом и как воспользоваться нежданно оказавшимся в рукаве крупным козырем — уже другой разговор.

Например, Александр Лукашенко мог бы выйти победителем из создавшейся крайне негативной для него ситуации и спокойно обменять тихую и спокойную старость на уход из большой политики. В любом случае, если бы наблюдатели от гражданского общества были допущены к подсчету голосов и получили возможность лично убедиться в победе нынешнего главы государства (естественно, при условии ведения всей кампании в соответствии с законом), тогда и все разговоры о легитимности были бы закончены. Однако проведение честных выборов почему-то является самым нереальным сценарием для действующего главы государства.

Соответственно, эти выборы из чистой в правовом смысле процедуры определения нового главы государства грозят превратиться в очередной фарс с понятными цифрами поддержки, которые Лидия Ермошина (председатель белорусского Центризбиркома) озвучит в первые часы следующего за выборами дня. Вместе с тем, для внешней легитимации итогов выборов эти цифры белорусского ЦИК не будут иметь никакого значения. Если к традиционным заявлениям о непризнании выборов со стороны США и ЕС присоединится и Россия, то их победитель будет признан нелегитимным со стороны мирового сообщества. В результате в Беларуси начнется кризис легитимности власти — избранный президент будет не в состоянии представлять республику на международной арене, а полномочия старого будут заканчиваться вскоре после выборов.

Т.е. гражданскому обществу республики надо готовиться не только к выборам, и даже не столько к выборам, а к процедурным моментам, которые бы зафиксировали возможные будущие нарушения, чтобы мнение мирового сообщества опиралось не на голословные, а на конкретные факты. Только тогда реальностью станет и третье событие — досрочные выборы.

Досрочные выборы

Если президентские выборы завершатся как и ожидается, то тогда единственным выходом из создавшегося кризиса легитимности белорусской власти может стать только одно — проведение новых президентских выборов под контролем международных наблюдателей и всех структур гражданского общества республики. Понятно, что эти выборы будут проводиться без действующего главы государства. Вместе с тем, также понятно, что соблюдение прописанной в Конституции республики процедуры досрочных выборов главы государства потребует определенных усилий как со стороны международного сообщества, так и со стороны гражданского общества республики.

Главное — не терять головы и не поддаваться на провокации. Если власть в республике станет нелегитимной, то у нее в руках останется только один рычаг удержания ситуации под контролем — силовой. Это может продлиться некоторое время, даже болешее, чем ожидается. Вместе с тем, с каждым новым днем позиции нелегитимной власти будут только ухудшаться. Причина этому будет только одна — власть ничего не сможет предложить ни населению, ни чиновникам. Силовики будут под все более усиливающимся давлением. Однако главное заключается в том, что новая власть не сможет обеспечить более двух-трех месяцев устойчивое функционирование белорусской экономики, в результате чего наступит коллапс, который автоматически приведет к резкому росту недовольства населения, что автоматически приведет к смене власти. Правда, в этом случае будет гораздо сложнее соблюсти все необходимые демократические процедуры смены власти.