Иракская война на скрижалях истории

В соответствии с оглашённым еще в 2008 г. графиком вывода войск из Ирака, президент США Барак Обама заявил об уходе контингента боевых частей из этой страны. В Ираке остается около 50 тыс. американских военнослужащих — как объявлено, для подготовки местных кадров вооруженных сил и силовых структур. Приходит время подвести некоторые итоги семилетней войне. Что дала она Америке, миру?

В свое время президент США Ф.Рузвельт сказал о никарагуанском диктаторе А.Сомосе: «Мы знаем, что он – сукин сын, но он наш сукин сын». Эти слова достаточно хорошо отражают отношение Вашингтона и к продвигаемой им демократии, и к лидерам союзных государств. Саддам Хусейн всегда был для американских политиков «сукиным сыном», но из разряда «наших» он перешел в разряд «не наших», что и предопределило его судьбу. В Вашингтоне решили, что «зарвавшегося» иракского лидера, сидящего на кладовой с нефтью, следует проучить, решив тем самым и важные стратегические задачи американского большого бизнеса.

Известно, что формальным поводом для вторжения в Ирак стала широко растиражированная ложь о ведущихся в Ираке работах по производству оружия массового уничтожения (ОМУ) и о связях Багдада с аль-Каидой.

Что показало вторжение? Не было обнаружено никаких следов производства ОМУ. Не было обнаружено оперативных связей с аль-Каидой и уж тем более с террористами, устроившими атаку на США 11 сентября 2001 г. Это не только заключение беспристрастных международных экспертов, но и Барака Обамы. Неважно, однако, что США не нашли в Ираке того, чего там не было. Важно, что иракская война оказалась для Вашингтона небесполезной, она позволила ему решить целый ряд задач. Во-первых, на тот момент (2003 год) требовалось укрепить единство блока НАТО в условиях утраты смысла его деятельности в Европе. Во-вторых, США стремились найти противовес европейской интеграции, а именно – атлантическую солидарность под их главенством. В-третьих, показать всему миру, кто хозяин положения на Ближнем Востоке. В-четвертых, администрация Буша преследовала интересы частного бизнеса некоторых её членов, связанные, например, с деятельностью компании «Холлибертон». В-пятых, надо было удовлетворить растущие аппетиты Пентагона (сейчас военный бюджет США превосходит бюджеты 10 следующих за Соединенными Штатами военных держав, вместе взятых, и в 5 раз превосходит военный бюджет КНР – второй по значимости военной державы мира). В-шестых, манила иракская нефть.

В результате военных действий Вашингтону на какое-то время удалось сплотить союзников и продемонстрировать всем свою «сокрушающую мощь», которая тем не менее и сейчас ставится под сомнение, но уже в соседнем Афганистане. Американцы создали в Ираке структуры «хрупкой демократии», будущность которой во многом обусловлена всё ещё сохраняющимся иностранным присутствием. Был свергнут и казнен Садам Хусейн, но та скорость, с которой с ним расправились, наводит на мысль о том, что он мог поведать миру много интересного.

Одновременно Ирак был ввергнут в пучину внутреннего хаоса – политического, социального, экономического. Были разрушены десятилетиями складывавшиеся балансы политических, конфессиональных и этнических группировок внутри страны. Прежде всего – по линии сунниты-шииты, иракцы-курды и т.п. Уничтожены иракские силовые структуры, что развязало руки разного рода авантюристам. За все эти годы так и не появилось правительство, контролирующее всю территорию страны. Вакханалия насилия кратно возросла. Аль-Каида и ее эмиссары получили прекрасные возможности проникновения в Ирак и нанесения ударов по различным целям, включая военные объекты НАТО. Более того, экстремисты смогли существенно пополнить свои ряды за счет иракцев. Экономика и нефтяная промышленность Ирака, которые, по оценкам, понесли ущерб до 100 млрд. долл., находятся или в разрушенном состоянии или на уровне 1970-х годов.

В результате военных действий, хаоса и террористических атак число жертв среди населения Ирака составило, по разным подсчетам, от 900 до 1100 тыс. человек. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) называет цифру зафиксированных погибших от 104 до 223 тыс. человек. Разрушены мосты, шоссейные и железные дороги, аэродромы, пристани, трансформаторные подстанции. Однако никто не подсчитает гигантский моральный ущерб иракского народа.

Да и сами США понесли в Ираке большие потери — 4377 погибших, 31620 раненых. Союзники США потеряли 317 человек убитыми, из них 179 британцев. Это цена войны. А самое главное, война породила в семьях этих военных и в более широких общественных кругах непонимание того, зачем все это делалось.

Мир вокруг Ирака в результате вторжения в эту страну Соединённых Штатов и их союзников не стал безопаснее. Именно стремление США «ликвидировать» оружие массового уничтожения в Ираке форсировало ядерную программу Ирана. Многие иранцы теперь убеждены, что США не решились бы напасть на Ирак, обладай тот средствами ядерного сдерживания. Руководство КНДР также пришло к пониманию того, что после Ирака единственной заслонкой от американской агрессии является собственная атомная бомба.

Приходит время всесторонней исторической и моральной оценки иракской войны. Человечество должно усвоить мысль о недопустимости вмешательства во внутренние дела других стран. Нельзя заставить иракцев жить по-американски. Судьбу страны должен, в конечном итоге, определять её народ. Любой режим, утвердившийся на иностранных штыках, не может быть ни прочным, ни законным в глазах местного населения. Это — фундаментальная идея.

США и Великобритания сравнительно легко победили армию Саддама Хусейна, но они, по большому счету, проиграли войну за умы и сердца иракского народа и многих других народов Ближнего и Среднего Востока.