Эксперт: Россию интересует не Армения, а весь Южный Кавказ

Рупор Кремля, доктор политических наук, лидер «Международного евразийского движения» Александр Дугин дал интервью азербайджанскому агентству Vesti. Представляем данное интервью целиком, так как являясь идеологом Кремля, Александр Дугин фактически озвучивает истинные политические мысли и желания властей России.

— Александр Гельевич, как Вы оцениваете недавний визит президента России Дмитрия Медведева в Армению?

— Я считаю, что этот визит был очень позитивным. Он продемонстрировал готовность армянского руководства продолжать стратегическое партнерство с Россией. Продление договора о пребывании российской военной базы на территории Армении показывает всему миру, прежде всего, США, что Армения сохраняет свою стратегическую ориентацию на Россию. Поэтому я считаю, что сейчас Армения будет гораздо меньше фрондировать в сторону заключения сепаратных договоров с США.

— А что Вы ожидаете от предстоящего 2-3 сентября визита Дмитрия Медведева в Азербайджан?

— Очень многого. В Азербайджане, на мой взгляд, будет восстановлена симметрия, баланс в этих отношениях. В принципе, я ожидаю, что отношения между Азербайджаном и Россией поднимутся на новый стратегический уровень.

— Протоколом о продлении срока пребывания российской военной базы в Гюмри предусмотрено также расширение сферы ее географической и стратегической ответственности. Как Вы считаете, что это означает?

— Я полагаю, что это означает решимость армянского руководства превратить территорию Армении в прозрачную, доступную территорию для размещения стратегических вооружений России для того, чтобы снять всякие попытки американцев поднять, например, вопрос о сокращении военного присутствия.

— Российская военная база в Армении будет воевать на стороне армян в случае возобновления Азербайджаном военных действий по восстановлению своей территориальной целостности?

— В случае войны за Нагорный Карабах участие российской военной базы в Гюмри на стороне Армении невозможно. Россия не может быть союзником Армении в данном вопросе, так как это несопоставимый формат. Дело в том, что расширение российского военного присутствия в Армении никоим образом не означает поддержку армянским притязаниям на Карабах. Россия – это великая держава, которая не может идти на поводу у небольшой Армении. Дружить – да, сотрудничать – да, это прекрасно. Но это отнюдь не означает, что Армения может манипулировать Россией в своих интересах, тем более в таком деликатном вопросе, как Карабах. Поэтому, на мой взгляд, нужно быть реалистом в этом вопросе.

— В чем заинтересована Россия в карабахском вопросе?

— Только в одном: чтобы не было эскалации конфликта, не было крови. Поэтому Россия может использовать фактор своего военного присутствия только для одной цели – недопущения военного конфликта. И, если угодно, для сдерживания Армении, если бы она пожелала развязать такой конфликт.

В российских интересах предотвратить конфликт, а в интересах США, наоборот, развязать его. Но российская военная база ни в коем случае не будет выступать для прикрытия наступательных или агрессивных действий Армении. Повторю еще раз – Россия слишком крупная мировая держава, чтобы стать инструментом в региональной игре армян или азербайджанцев. У России свои четкие долгосрочные интересы. Москву интересует не Армения, ее интересует весь Южный Кавказ.

Россия заинтересована в том, чтобы создать иную систему военно-стратегической архитектуры на Южном Кавказе, а не в том, чтобы слепо следовать за армянами. Да, Армения наш союзник и мы благодарны армянам за этот конструктивный диалог. Но это отнюдь не означает, что этот диалог должен быть направлен против Азербайджана. Напротив, сейчас как раз создалась прекрасная ситуация для того, чтобы сбалансировать эти отношения и, симметрично армяно-российским инициативам, развернуть российско-азербайджанские стратегические отношения. Вот это было бы правильно.

— Александр Гельевич, хотелось бы узнать ваше мнение относительно недавнего предложения президента Грузии Михаила Саакашвили создать конфедерацию с Азербайджаном. Возможно ли создание подобного союза?

— Саакашвили – это совершенно несерьезный партнер для Азербайджана. Насколько мне понятно, Азербайджан вообще даже не рассматривает инициативу грузинского президента. Саакашвили, сделав одностороннюю ставку на Америку, проиграл все что мог. Азербайджан, такая мощная региональная страна, со своими интересами, не будет ввязываться в эту авантюру.

— А как же насчет возможного преемника Саакашвили — министра образования Грузии русского происхождения Дмитрия Шашкина?

— Я думаю, что Саакашвили думает о том, как бы ему безопасно исчезнуть. У него не горит земля под ногами, она уже давно сгорела. Грузинский народ сам решит, кто будет вместо Саакашвили. Грузинский народ нам не враг, очень жаль, что с грузинской политической элитой у нас так получилось. Поэтому, я думаю, следующим президентом может быть и русский, и азербайджанец, тот, кого выберет народ. У нас же уже был во главе страны грузин, я имею в виду Сталина. И грузины были в высшем эшелоне власти СССР, например, Лаврентий Берия. И азербайджанцы были у руководства Союза. В этом нет ничего удивительного.

Поэтому, считаю, Азербайджану стоит делать ставку не на Грузию, а на Россию. Которая, кстати, никогда не ставила под сомнение юридические права Азербайджана на Карабах. Это многого стоит.