Грузия может взять реванш в августовской войне?

Тбилиси зализывает раны поражения в августовской войне. Грузия, по данным Генштаба ВС РФ, восстановила свой военный потенциал до уровня, предшествовавшего нападению на Южную Осетию. И продолжает интенсивно наращивать его, что отнюдь не свидетельствует об отказе ее правителей от политики реваншизма.

Еще одним свидетельством милитаризации стал закон о резервной военной службе, который парламент республики принял в обновленной редакции. Новая версия закона значительно увеличивает мобилизационные ресурсы грузинской военщины. Если прежде резервная служба предусматривала прохождение обязательного тренировочного курса в течение 18 дней раз в году для мужчин в возрасте от 27 до 40 лет, то теперь суммарный срок призыва резервистов в году увеличен до 45 дней.

Кроме того, повышен возрастной потолок «партизанской», как было принято в советские времена называть сборы военнослужащих запаса, службы. Обязательному призыву в силы военного резерва, в частности, подлежат лица в возрасте до 40 лет. Согласно закону, предельный возраст нахождения на резервном учете для лиц рядового состава, не имеющих воинского звания, составляет 50 лет. А для лиц со званием — до 55 лет. Для различных категорий офицерского состава срок службы в резерве достигает 65 лет. Именно в таком возрасте, кстати, грузинские мужчины уходят на пенсию.

У обновленного закона был альтернативный проект, составленный Национальной гвардией Министерства обороны Грузии. Он предусматривал обязательную службу в силах резерва только и исключительно для ранее отслуживших военнослужащих. Для остальных призыв в резерв планировался на основе добровольности. Но парламент даже не стал рассматривать этот проект и ужесточил закон. Единственное — расшаркался перед прекрасным полом и милостиво позволил женщинам добровольно присоединиться к воинскому братству резервистов.

Минобороны республики расценивает добровольность как выдумку гражданских слюнтяев. «Олимпийская» война 2008 года продемонстрировала позорный грузинский патриотизм, когда, по свидетельству экс-министра обороны Георгия Каркарашвили, воинские подразделения панически и массово бросились в бегство от противника. А пример им подали отцы-командиры, которые под натиском российской армии снялись с передовых позиций и убыли в далекий тыл на мифическое совещание. И только несколько десятков грузинских спецназовцев отчаянно вызвались добровольно и до конца остаться на позициях, чтобы сбить темп наступления освободителей.

Массовое дезертирство настолько шокировало всех в Грузии, что беглецов с поля боя даже не стали привлекать к уголовной ответственности по законам военного времени. Но и в мирное время из вооруженных сил республики не иссякает поток уклонистов. Местная пресса сообщила, что минобороны страны подает в суд на несколько сотен военнослужащих, которые в одностороннем порядке прервали контрактную службу. Каждому из бывших контрактников грозит крупный штраф в $15-20 тыс. Как отметила юрист Лия Хурошвили, условия, прописанные в контракте, являются «рабскими».

Подвохи для контрактников расставлены повсюду. За опоздание в строй, например, военнослужащий может быть оштрафован и лишен части денежного содержания — до 15%, равно как и за иные упущения по службе. Введена практика, когда от контрактников требуют в «добровольно-принудительном» порядке подачи рапортов, в которых содержится согласие на замораживание получения части денежного содержания на несколько лет, после чего будет она будет компенсирована.

Очевидно, что такая практика введена ввиду нехватки у оборонного ведомства финансовых ресурсов. Или обоснована стремлением намертво привязать к службе контрактников и подавить их волю.

Тем временем вооруженные силы Грузии все больше ограничиваются в самостоятельности и маневре в принятии решений. Миссия наблюдателей Европейского союза, которая в Грузии находится с 1 октября 2008 года, добилась права беспрепятственно контролировать все военные базы, а также перемещения войск.

Добивает «предательство» прежде верного покровителя — США. Они фактически негласно ввели эмбарго на поставку оружия Грузии, которую поддержали и их страны-сателлиты. «Очевидно, «перезагрузка» отношений США с Россией важнее, чем способность наших военных подготовиться к обороне», — к такому выводу пришли грузинские эксперты.

Как сообщает авторитетный еженедельник Weekly digest of military and aerospace news from Jane’s Information Group, специализирующийся на вооружениях и аэрокосмической тематике, на проходившей в середине июня в Париже выставке сухопутных вооружений Eurosatory представители Грузии не скрывали эмоций по поводу невозможности закупить оружие и военную технику. В то же время представители израильских и американских компаний заявляют, что поставки в Грузию ПВН (продукции военного назначения) блокируются государственной политикой США и давлением со стороны российского правительства.

Jane’s сообщает о тревожных настроениях представителей министерства обороны и службы внешней разведки Грузии, по мнению которых их страна подвергается опасности со стороны российских военных в Абхазии и Южной Осетии. По мнению грузинских властей, российский военный контингент способен на большее, чем просто охрана границ и защита этих республик.

По мнению, например, заместителя министра обороны Грузии Нодара Харшиладзе, потребности Грузии в вооружениях и военной технике сводятся к трем основным видам продукции: «Во-первых, нам нужны загоризонтные радиолокационные станции, которые обеспечили бы раннее предупреждение о любом пересечении русскими границы, столь необходимые с учетом расстояния между Южной Осетией и Гори. Во-вторых, поскольку для Грузии в случае начала боевых действий это будет оборонительная война, нашим сухопутным подразделениям потребуются самые лучшие противотанковые ракетные управляемые снаряды, чтобы выиграть время до начала новых переговоров о прекращении огня и задержать российское танковое наступление. В-третьих, нам нужны современные тактические радиостанции на тот случай, если будут перерезаны наземные коммуникации».

Вот так вот: Тбилиси, оказывается, говорит об «оборонительной войне». А для «лишь бы день продержаться, да ночь простоять» ему позарез не хватает ПТУРСов против российской бронетехники и радиостанций — чтобы не бросить беспомощную армию, как это случилось 08.08.08, и вовремя приказать своим воякам нестись сломя голову от супостата. Иначе ну никак грузинам не удастся «выиграть время до начала новых переговоров о прекращении огня».

Господа, не будьте наивными: новых переговоров для тбилисских правителей никогда не будет, приберегите на всякий случай перья для подписания капитуляции.

Тем не менее ни одну из перечисленных систем вооружения и военной техники купить Грузии не удалось. Это подтверждают представители США и НАТО в Тбилиси, а также представители компаний из Израиля и США, участвовавших в Eurosatory.

«Хочу четко заявить, что мы не устанавливали для Грузии эмбарго на оружие», — заявил помощник госсекретаря США Филипп Гордон. Это сообщение формально соответствует истине, хотя фактически «неустановленное эмбарго» как со стороны США, так и других ведущих производителей оружия все-таки существует.

Воинственная риторика высокопоставленных тбилисских чиновников не оставляет сомнений в том, что Грузия лелеет замыслы реванша. Иначе для чего затевать весь сыр-бор с почти тотальным вовлечением в резервную службу всего населения, вводить в школьный курс первоначальное военное обучение, разжигать ненависть к русским и России учебниками про «двухсотлетнюю оккупацию», соответствующими музеями и памятниками? И главный аргумент — это категорический отказ от заключения юридически обязывающего документа об отказе от применения силы против Южной Осетии и Абхазии.

Видимо, не случайно военно-политическое руководство России сделало вывод о возможности развязывания со стороны Грузии нового военного конфликта. Правда, следует заметить, что и Россия время зря не теряет. Она довольно активно наращивает военную инфраструктуру в Абхазии и Южной Осетии. При этом суммарная военно-экономическая помощь этим государствам со стороны Москвы превышает военный бюджет Грузии. Москва потратит 15-16 млрд руб. на обустройство военных баз в Абхазии и развитие пограничной инфраструктуры. Заметим, что не меньшие суммы будут потрачены и на Южную Осетию.