США и КНР создают трудности для России

В августе произошел рост военной активности Соединенных Штатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР): двойные учения США и Южной Кореи Invincible Spirit и Ulchi Freedom Guardian, военно-морские маневры Pacific Reach с участием США, Японии, Южной Кореи, Австралии и Сингапура, первые в истории совместные военно-морские учения США и Вьетнама, сообщения в японских СМИ о намерении Вашингтона и Токио провести в декабре военно-морские маневры в юго-западной части японских территориальных вод.

Эксперты полагают, что их сценарием будет репетиция обороны острова Сенкаку (Дяоюйдао), на который претендует КНР.

Учения Соединенных Штатов и их союзников совпали с общим ухудшением американо-китайских отношений. 22 июля на встрече глав МИД стран АСЕАН в Ханое (Вьетнам) госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что Вашингтон выступает за свободную навигацию в Южно-Китайском море. Но в марте 2010 года Пекин объявил это море своей «зоной ключевых интересов».

Рост военной активности США в АТР был воспринят в Пекине как попытка Белого дома вмешаться в территориальные споры Китая с сопредельными странами. 16 августа Министерство обороны США также представило Конгрессу ежегодный доклад о развитии военного потенциала Китая. МИД КНР заявил, что этот доклад «сильно повредил развитию китайско-американских военных связей», пишет «Независимая газета».

За этими событиями стоят серьезные стратегические подвижки. В феврале 2009 года администрация Барака Обамы заявила о намерении развивать конструктивные отношения с Китаем. Их основой должен был стать диалог США и КНР как двух лидеров мировой экономики. Теперь политика Вашингтона все больше напоминает китайскую стратегию администрации Билла Клинтона.

В 1993 году заместитель госсекретаря США Роберт Зеллик провозгласил курс на вовлечение Китая в новый мировой порядок. Но уже в «Национальной военной стратегии США» 1995 года использовался более жесткий термин «сдерживание Китая» (containment of China). Она предусматривала (1) сохранение американских гарантий безопасности союзникам в АТР (включая Тайвань) и (2) проведение силовых демонстраций вблизи китайской территории. В середине 1990-х Вашингтон и Пекин балансировали на грани военного конфликта из-за Тайваня и попыток развернуть американские системы ПРО ТВД THAAD на Тихом океане.

Проблемы американо-китайских отношений затрагивают российские интересы. Американские эксперты все больше опасаются усиления экономических связей между КНР и российским Дальним Востоком. В американских СМИ обсуждается возможность участия американского бизнеса в освоении Дальнего Востока. Увеличение грузоподъемности российских портов на Тихом океане. Создание зоны свободной торговли на Беринговом море или между Аляской и Чукоткой. Содействие строительству российских железных дорог – вплоть до амбициозных планов «Трансполярной магистрали», «Северного Транссиба» или «Берингова моста». Реалистичность этих проектов под вопросом. Но сам факт их появления показывает, что в Вашингтоне ищут противовес экономической политике КНР на российском Дальнем Востоке.

Интерес США к Дальнему Востоку на первый взгляд выгоден России. Участие американского бизнеса в развитии дальневосточной инфраструктуры помогло бы решить многие социально-экономические проблемы. Но дальневосточная политика Вашингтона может иметь для Москвы и негативные последствия.

Во-первых, в Соединенных Штатах не раз обсуждались сценарии ослабления контроля России над Дальним Востоком. В первой половине ХХ века в Белом доме обсуждали вопрос о противодействии Японии на Дальнем Востоке в случае поражения России/СССР. В начале 1920-х годов США всемерно поддерживали независимость Дальневосточной Республики. В 1990-е годы американские эксперты дискутировали об опасности превращения Дальнего Востока в часть геоэкономического пространства Китая. Это не официальная позиция США, но повод задуматься у России есть.

Во-вторых, у России и США есть комплекс территориальных противоречий. Москва не ратифицировала Вашингтонское соглашение 1990 года о передаче Соединенным Штатам спорного сектора в Беринговом море. Вашингтон оспаривает эксклюзивные права российской стороны на ряд участков Северного морского пути. США связаны с Японией союзным договором 1960 года и поддерживают претензии Токио на острова Курильской гряды. Американцы не признают Охотское море территориальным морем России.

В-третьих, привлечение американских инвестиций потребовало бы от России более глубокой интеграции в структуры АТЭС. Но стратегическая цель этого форума – создание к 2020 году системы свободной торговли на Тихом океане. Быстрая реализация этой инициативы создала бы трудности для многих российских предприятий. Под вопросом оказалось бы и обеспечение пограничного контроля над миграционными потоками.

В-четвертых, активная экономическая политика США на российском Дальнем Востоке насторожит Китай. В Пекине могут рассматривать варианты противодействия американской стратегии в этом регионе. Под вопросом могут оказаться «большой» российско-китайский договор 2001 года и весь комплекс соглашений по пограничному размежеванию России и КНР.

Россия нуждается в американских инвестициях для развития Дальнего Востока. Но более инвестиций она нуждается в сохранении эффективного контроля над дальневосточными регионами. Поэтому России нужно быть максимально осторожной в отношении прорывных экономических проектов США по «совместному освоению» Дальнего Востока, отмечает издание.