Природа российской власти

Заставит ли инстинкт самосохранения больше не химичить с Химками?

“Кинут или не кинут?” — таким вопросом задаются все здравомыслящие граждане после неожиданного решения власти приостановить строительство трассы через Химкинский лес. Слова членов правящего тандема о важности сохранения природы и консультаций с публикой оставляют широченный простор для двойного толкования. Но рано или поздно нашим верхам придется приоткрыть свои карты. И тогда-то и станет очевидным: остался ли у нашей элиты инстинкт самосохранения или его заменила слепая вера в способность пропаганды превращать черное в белое.

Среди политиков всех стран мира бытует мнение: не бывает плохих решений. Бывает лишь их неправильное освещение и пропагандирование. Выжившие лидеры режима красных кхмеров в Камбодже сегодня рассказывают всем желающим: то, что они делали, было единственно возможным вариантом в тех конкретных исторических условиях. Ну а то, что их не понимают, — что поделаешь, таков удел праведников и честных политиков во все времена от создания Земли.

Мне, конечно, и в голову не придет сравнивать безумцев из Пномпеня и наших современных лидеров. По меркам тысячелетней российской истории нынешний режим — чуть ли не самый гуманный за весь период существования страны. Но меня не покидает опасение: нас тоже принимают за легкую добычу для виртуозов политических технологий.

Фронтальная атака не удалась? Не беда. Прибегнем к тактическому отступлению, а потом зайдем сбоку. Проведем еще несколько общественных слушаний. Включим на полную мощность “зомбоящик”. Внесем незначительные изменения в проект. Перекупим или скомпрометируем нескольких лидеров протестующих. И с новыми силами вернемся к строительству трассы через треклятый Химкинский лес.

Может ли такая логика стоять за неожиданной готовностью власти прислушаться к воплям разъяренной публики? Верить в возможность подобного цинизма не хочется. Но в таком варианте развития событий нет ничего фантастического.

Но если власть рассуждает подобным образом, то она обманывает в первую очередь не простодушных граждан, а саму себя. Химкинский лес — уже давно не просто лес, а символ чего-то неизмеримо более масштабного. Во второй половине 80-х многие протестные движения в Прибалтике тоже зарождались в виде объединений борцов за сохранение природы. И неуклюжие попытки власти сначала задавить, а потом и обмануть протестующих привели ко всем известному печальному результату.

Отдельные ревнители величия вертикали власти могут из этого сделать вывод: борцов за Химкинский лес надо безжалостно давить, потому что они тоже работают на распад государства. Нет ничего более глупого. Речь идет о разных странах, разных исторических эпохах, разных обществах. Сходство лишь в одном. Торжественно пообещав с самой высокой из возможных трибун по-честному разобраться с ситуацией, власть поставила на карту свою репутацию.

Не будем тешить себя ложными надеждами. Даже если Химкинский лес будет полностью зацементирован, нынешний политический режим в России и не шелохнется. Но и люди во власти должны тоже видеть реальное положение вещей. Стабильность в путинско-медведевской России строится на негласном соглашении верхов и низов: вы не трогаете нас, а мы не трогаем вас. После катастрофически жаркого лета Химкинский лес — это обнаженный нерв.

Несколько процентов населения всегда не прочь поучаствовать в маршах несогласных. И власть может привычно не обращать на них внимания или поручать их заботливой опеке всяких там “жемчужных прапорщиков”. Но сейчас ситуация качественно иная. Пусть за Химкинский лес митингуют лишь считаные тысячи. Но глухое раздражение по этому поводу испытывает неизмеримо большее количество народу. Никому не нравится перспектива постоянного прозябания в раскаленном каменно-бетонном мешке ради того, чтобы некие близкие к власти олигархи смогли заработать дополнительные миллионы долларов. Широкие массы населения — это великий спящий российской политики, который еще не готов проснуться. Но сон его уже тревожен и неглубок.

Отсюда вывод: для всех будет лучше, если на этот раз все будет по-честному. Тем более что, как вдруг выяснилось, честный вариант — это не только для власти не больно, но и даже не особо накладно. Уж сколько нас убеждали, что с экономической точки зрения трассе через Химкинский лес нет альтернативы. Но не успел наш ясный свет Дмитрий Анатольевич молвить свое мудрое слово, как вдруг — бац — и альтернатива нашлась. Чудеса случаются, одним словом. Но, может, разумнее было с самого начала вести себя прилично? Тогда бы и помощь святого духа не потребовалась.