Кто они — настоящие «сомалийские пираты»?

25 августа состоялось обсуждение нового международного плана борьбы с пиратами, представленного Генеральным секретарём ООН. С инициативой создания специального международного суда по пиратству выступила Россия. Генсек ООН предложил семь вариантов решения проблемы.

Главные из них:

1. Создание сомалийского суда, заседающего на территории какого-либо третьего государства в регионе либо при участии ООН.

2. Создание специальной палаты в рамках национальной судебной системы одного или нескольких государств в регионе с участием ОО либо без него.

3. Создание регионального трибунала на основе многостороннего межгосударственного соглашения при участии ООН.

4. Создание международного трибунала путём принятия резолюции СБ на основе главы VII Устава ООН.2

В этом ооновском плане основное внимание уделено наказанию пиратов и даже не упоминается борьба с пиратством как явлением. Другими словами, предлагается бороться со следствием, а не причинами.

Согласно докладу Генсека ООН, «в течение последних двух лет число пиратских нападений увеличилось со 111 в 2008 году до 217 — в 2009 году, а в течение первого квартала 2010 года произошло 30 нападений». Однако вызывает сомнение сама постановка вопроса о борьбе именно с «пиратами». Действительно ли мы имеем дело с пиратами? Вопрос вроде бы неуместный, но — не всё так просто…

Почему Россия стала инициатором создания специального международного суда по пиратству? В прошлом году при освобождении судна «Московский университет» российские военные захватили несколько пиратов, но суд над ними так и не состоялся. История эта довольно тёмная. Сначала поступило сообщение о том, что после успешного освобождения судна пираты захвачены и направляются в Россию. Затем сообщалось, что генеральная прокуратура РФ возбудила уголовное дело по статье 277 Уголовного кодекса Российской Федерации — «Пиратство». Затем… пиратов решили отпустить…

Оказывается, судить пиратов, захваченных «у берегов Сомали», в судах России нельзя, так как у российских судов на это нет юрисдикции. Согласно российскому уголовному праву под пиратством понимается нападение на суда только на территории России — это вытекает из общих принципов УК РФ, который распространяется только на территорию России. В то же время при нападении на суда, находящиеся за пределами территории РФ, УК России уже не может применяться. Здесь действует международно-правовое определение пиратства, закрепленное в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (статья 101).

Итак, российские суды не могут судить сомалийских пиратов за пиратство, но это не причина, чтобы не судить нападавших вообще, — они могут быть судимы, например, за морской разбой. В деле с «Московским университетом» мы видим странную ситуацию: пиратов отпускают «потому, что не могут судить за пиратство». Но почему, повторяю, не судить их за морской разбой?

Впрочем, главным правовым вопросом во всей этой пиратской саге является другой вопрос: а действительно ли речь идёт о пиратах? И если да, то действительно ли они сомалийские? В международно-правовом определении пиратства по Конвенции 1982 года чётко указано, что пиратство может быть совершено только в открытом море. Открытое море — это морская территория, выходящая за пределы как территориального моря (то есть морской территории государства), так и прилежащих к нему зон. Ширина территориального моря, согласно Конвенции, не может превышать 12 морских миль (примерно 22 километра). Однако Сомали установила ширину территориального моря в 200 морских миль (примерно 370 километров). Это закреплено законом страны No. 37 от 10 сентября 1972 года. Согласно данному закону, проход судов и рыболовство в территориальные воды страны допускаются только для судов под флагом Сомали или для других судов, получивших соответствующее разрешение от правительства страны. Ряд стран так же, как и Сомали, установили ширину своего территориального моря в 12 морских миль. Это Конго, Бенин, Эквадор, Сальвадор, Либерия, Перу. И никто не оспаривает законность их действий, международно-правовых оснований для этого нет.

В сомалийском случае проблема возникла только потому, что фактическое отсутствие центрального правительства и распад государственности Сомали подтолкнули к массовому разграблению природных морских ресурсов этой страны. Во времена президента Сиада Барре, свержение которого в 1991 году и привело в конечном счёте к развалу государства, на него оказывалось сильное давление с целью отмены закона 1972 года. Причиной были не только попытки западных стран использовать этот район для рыболовства, но и интересы нефтяных грандов. Особенно давили на Сиада Барре Франция, Норвегия, Италия и Испания.

Неправомерна здесь и ссылка на то, что Сомали является участником Конвенции 1982 года и связана положениями о «праве мирного прохода». Право мирного прохода является правом с согласия Сомали, а не произвольным правом любого государства или судна, которые могут по своему желанию проходить в любом месте территориального моря Сомали. Не случайно в сообщениях о захвате судов в этом районе никогда не сообщается, в каком конкретно месте захват происходит. Мол, происшествие имело место «у берегов Сомали» или «в Аденском заливе». Однако точное место очень важно. Учитывая особенности судоходства в данном районе, можно с уверенностью предположить, что суда, захваченные якобы пиратами, на самом деле являются нарушителями территории Сомали. Больше того: значительная часть захваченных судов имеет большее право именоваться пиратами, так как вхождение в территориальное море государства имеет чаще всего основанием незаконный вылов рыбы или незаконные торговые операции, которыми занимаются «невинные» жертвы злобных «сомалийских пиратов», как это было с украинским кораблём «Фаина», доставлявшего оружие.

Квалифицировать происходящее у берегов Сомали как «пиратство» неправомерно. В ряде европейских стран уже прошли суды над «сомалийскими пиратами», и надо сказать, что в текстах судебных решений обвинение в пиратстве исчезает. Так, в июне 2010 года районный суд Роттердама (Нидерланды) судил пятерых сомалийцев за пиратство в Аденском заливе, а осудил лишь за разбой, приговорив к пяти годам лишения свободы (на мой взгляд, и эта квалификация может быть оспорена, так как речь идёт о применении силы сомалийцами к нарушителям территории Сомали).

Сага о «сомалийских пиратах» — очередной миф глобальных СМИ, созданный ради того, чтобы отвлечь внимание от международного преступления, совершаемого в территориальных водах Сомали и на его континентальном шельфе. Речь должна идти не о борьбе с пиратами, а о противодействии разграблению природных ресурсов этой страны и массовому экономическому террору, жертвой которого стал народ Сомали. Такое в истории совершается не впервые. Так, более десяти лет назад был поставлен вопрос об ответственности Руанды и Уганды за разграбление природных ресурсов Демократической Республики Конго. Дело рассматривалось в Специальной комиссии ООН, затем в Международном Суде ООН в Гааге. В декабре 2005 года Международный Суд ООН постановил, что Уганда виновна в разграблении природных ресурсов ДРК и должна выплатить компенсацию за это.

3 К сожалению, дело против Руанды не рассматривалось, так как Суд постановил, что не имеет юрисдикции рассматривать это дело.

Кто же являются настоящими «сомалийскими пиратами»? Ни фактически, ни юридически ими не являются граждане разрушенного войной государства Сомали, промышляющие, хотя и незаконными действиями, но в своей 200-мильной зоне территориального моря или в 350-мильной зоне своего же континентального шельфа. Тем более не являются ими те, кто защищает эти зоны от массового вторжения ловцов удачи. Настоящими «сомалийскими пиратами» являются те, кто, организовав развал государства Сомали или воспользовавшись им, совершает массовое разграбление природных ресурсов этой страны. Однако борьбу с настоящими пиратами новый план СБ ООН не предусматривает. Остаётся надеяться, что, создав международный трибунал по пиратам, его организаторы совершат ту же ошибку, что и при создании всех предыдущих подобных трибуналов. Данный орган если и не остановит международный грабёж Сомали, то хотя бы позволит защите рассказать на весь мир о реальных причинах этого явления. Хватило бы только у международных адвокатов смелости.

Так что да здравствует новый международный пиратский трибунал!

1 Остальные варианты отличаются от названных количеством государств или участием или не участием ООН.

2 См.: «Доклад Генерального секретаря ООН о возможных вариантах содействия достижению цели судебного преследования и заключении в тюрьму лиц, ответственных за акты пиратства и вооруженного разбоя на море у побережья Сомали…» от 26 июля 2010 года, // Документ ООН: S/2010/394.

3 Несмотря на то, что окончательное решение было вынесено пять лет назад, дело продолжает оставаться в Списке дел Международного Суда в связи с тем, что Уганда так до сих пор и не выплатила компенсацию Конго.