На Украине кумовья решают все

Масштабное распространение коррупции и должностных преступлений на Украине во многом обусловлено кумовством в высших эшелонах власти. Более 100 человек, занимающих руководящие посты в государстве (начиная от Президента и членов Кабмина), назначены по политическим и родственным признакам. И от этого явления Украина не может избавиться столетиями.

Нехорошее слово «непотизм» произошло от латинского «племянник». Так в средневековой Италии называлась папская практика одаривания дворянскими титулами и доходными должностями кровных родственников. В результате на Аппенинском полуострове появилась так называемая «черная знать» — десятки аристократических династий, представители которых живут там и поныне. Но корни явления, получившего у нас название «кумовство», уходят еще глубже — к истокам человеческой цивилизации. А некоторые специалисты утверждают, что инстинктивный непотизм свойственен даже насекомым и амебам.

Привычка на все времена

Непотизм (или кумовство) есть в любом обществе, в котором родители лишены возможности прямо и законно передать свой социальный статус по наследству. Потому и неудивительно, что это явление, порицаемое антикоррупционной конвенцией ООН, развивалось одновременно с демократией.

В Древнем Риме, где олигархическая демократия достигла своего расцвета, особое значение имели гражданство и возраст. В эпоху расцвета латинской цивилизации за реальную власть в Вечном городе боролось несколько десятков семейств — Юлии, Бруты, Сципионы, Эмилии, Корнелии и так далее. А самым надежным подтверждением союзов между ними были браки и усыновления, юридическая система которых была разработана очень подробно. Потому деятельность матрон, матерей рода, была очень важна — они являлись своеобразными серыми кардиналами Рима.

Непотизм так или иначе проявляется там, где существуют хоть малейшие проявления демократии, но не очень хорошо отлажены механизмы социальных лифтов. Так, ярым непотистом себя проявил Наполеон, артиллерийский генерал, который начал свою карьеру во время Великой французской революции, воспользовавшись протекцией корсиканского губернатора. Одну свою сестру, Каролину, Бонапарт выдал за будущего маршала Мюрата, вторую, Элизу, сделал герцогиней Тосканской, а для третьей, Камиллы, устроил брак сначала с генералом Леклерком, а потом с князем Камилло Боргезе. Три брата тирана стали королями Голландии, Вестфалии и Испании. Евгений Наполеонович стал герцогом Лихтенбергским, а его младший брат, Жозеф-Шарль Наполеон II, — королем Римским.
Ставленником полководца был и основатель ныне действующей королевской династии Швеции Карл XIV Юхан (генерал Жан-Батист-Жюль Бернадот), тот, у которого после смерти на груди найдена татуировка «Смерть королям и тиранам!».

Гетманское кумовство

Вся история Гетманщины была пронизана непотизмом. Оно и понятно: государство, рожденное в горниле буржуазной революции, возглавлялось элитой — коктейлем из православной шляхты и так называемой казачьей старшины (сословия военных менеджеров). Фигура ее основателя высилась над этой конструкцией чуть ли не до следующего века.

Потому и неудивительно, что правили «демократическим» украинским государством зачастую родственники Богдана Хмельницкого: дважды — сын Юрий, потом — брат зятя Зиновия Иван Выговский. После смерти Данилы в московских застенках Елена Хмельничивна вышла замуж за оппонента Выговских, гетмана Правобережной Украины Павла Тетерю. Наказным гетманом Левобережной Украины позже был и дядька Елены, шурин Хмеля Яким Сомко.

Еще одним гетманом Левобережной Украины стал Иван Брюховецкий — конюший (главный слуга) резиденции Хмельницкого. А вот его оппонент Петр Дорошенко, прадед Наталии Гончаровой-Пушкиной, был внуком кошевого атамана-героя Михайла, потому ему делать карьеру было и легко и сложно одновременно.

Не редкость для Украины и ссора кумовьев. И речь здесь не только о Викторе Ющенко и Петре Порошенко, или Тарасе Чорновиле и его друзьях. Но и о… Иване Мазепе, крестном отце Мотри, и ее отце Василии Кочубее, генеральном судье. Кстати, претендентом на эмигрантскую булаву в 1710 году был и выходец из известного протестантского рода Андрей Войнаровский, племянник Ивана Степановича по материнской линии.

Следующим полноценным гетманом стал Иван Скоропадский в 1710 году, чей дальний родственник возродил Гетманское государство в начале ХХ века. Ему наследовал черниговский шляхтич Павло Полуботок, политик в четвертом поколении, а тому — Данило Апостол, представитель рода, фактически монополизировавшего миргородский полковничий пост (80 лет и четыре представителя). Последним руководителем Войска Запорожского через постель своего брата Алексея, тайного мужа «дщери Петра» Елизаветы стал Кирило Разумовский (предок террористки Софьи Перовской), который за годы своей каденции появился здесь не более двух –трех раз.
Фактически же Гетманщиной руководила Розумыха, многодетная мать-одиночка удачливых и смазливых певчих императрицы. Кстати, в Центральном государственном историческом архиве Украины до сих пор хранится перечень жалоб украинцев XVIII века в Санкт-Петербург на коррупционную деятельность «членів родини Розумовських».

Бедные-бедные дети Папы — они единственные называют своего отцы дядей!
Средневековая итальянская пословица

Папики–основатели

Джордж Вашингтон, 20 лет от роду, если верить Адаму Беллоу, автору книги In Praise of Nepotism, получил чин майора и главы местного ополчения после смерти старшего сводного брата, обладателя имущества влиятельнейшего рода Вирджинии XVIII века — Ферфаксов. Через несколько лет 27-летний полковник, прославившийся на войне, женился на богатой вдове. Это сделало его одним из самых уважаемых людей Нового Света. Позже первый президент США был замечен в покровительстве как своему зятю, так и полусотне племянников и племянниц.

Когда в 1753 году еще один отец конституции Бенджамин Франклин с помощью друзей стал главным почтмейстером колоний, то проявил себя выдающимся непотистом. Он настолько увлекся, что Вашингтон даже вынужден был отказать старейшему основателю государства в протежировании внучки, чем сильно обидел просителя.

Однако самым ярким явлением элитостроительства исследователи называют бостонских браминов (ряд семейств Восточного Побережья), которые и ныне играют существенную роль в жизни США, — Тафты, Рузвельты, Делано, Форбсы, Отисы, Адамсы, Ливингстоны, Стивенсоны, Рокфеллеры, Дюпоны, Лонги, Кеннеди и Дерби. Из этого круга вышли как минимум десять из 44 президентов.

Инстинкт амебы укоренился на востоке

Что касается современной Европы, то, к примеру, те же граждане Германии менее терпимы к проявлениям семейственности, чем французы, где главное — закончить привилегированное учебное заведение. Ведь политический класс в этой стране прошел многовековую селекцию, начиная с 1792 года.

Ныне, по наблюдениям политологов, проблемы непотизма практически исчезли в Восточной и Центральной Европе (Качиньские — это, скорее, исключение), чего не скажешь о Беларуси, Молдове, Украине и России …

Увы, наши власть имущие сделали кумовство основой государственной системы, заложенной еще в брежневскую эпоху. Тогда семейственность и кумовство стали главными принципами формирования гос — и партаппарата, положив начало всевозможным «земляческим» мафиям. Брежневскому кумовству попытался положить конец Андропов. Но было уже поздно: система фактически развалилась, прогнила, будучи разъедена фаворитизмом. Эстафету советского непотизма подхватили украинские политики. Особенно на этом поприще отличились два последних президента — Виктор Ющенко и Виктор Янукович.

Пока любые попытки общества обуздать кумовство наталкиваются на яростное сопротивление власти. Два месяца назад в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, которым предлагается установить ответственность за нарушение квалификационных требований и законодательных ограничений при назначении на руководящие должности. Но вряд ли депутаты от партии власти поддержат его. Ведь в таком случае тепленьких местечек лишатся десятки родственников и кумовьев министров и народных избранников.