В Польше преследуют за правду о Саакашвили

Варшавская прокуратура продлила следствие в отношении экс-главы администрации президента Польши Петра Ковнацкого, подозреваемого в распространении тайного доклада Агентства внутренней безопасности (ABW) о «грузинском инциденте» с участием президента Польши Леха Качиньского. Если следственный орган примет жесткий вариант развития событий, то Ковнацкому грозит до 3 лет лишения свободы.

Как ранее сообщало ИА REGNUM Новости, прокуратура подозревает, что именно Петр Ковнацки выдал тайную информацию о причинах обстрела кортежей президентов Грузии и Польши в 2008 году. Ковнацкого вызвали в прокуратуру в качестве подозреваемого на 26 ноября. Инцидент с участием президентов Польши и Грузии Леха Качиньского и Михаила Саакашвили произошел 23 ноября 2008 года на границе Ахалгорского (Ленингорского) района Южной Осетии и Грузии. Грузинская сторона обвинила в обстреле кортежа Саакашвили и Качиньского российских военных.

Спустя год газета Dziennik опубликовала выдержки рапорта ABW, согласно которому стрельба по кортежу президентов Грузии и Польши была провокацией грузинской стороны. Согласно польским спецслужбам, о том, что по кортежам стреляли сами грузины, свидетельствует тот факт, что после первой серии обстрела грузинская охрана вообще не отреагировала. Более того, президент Грузии Михаил Саакашвили в момент инцидента был «расслабленным и улыбался»

В рапорте ABW в частности говорилось (http://www.dziennik.pl/drukowanie/83390):

Визит президента Польши Леха Качиньского в Грузию был организован по специальной программе. Окончательное решение было принято во время его пребывания в Украине и охрану Президента Польши уведомили 21 ноября. Поэтому, невозможно было подготовить более глубокую охрану Президенту, которую положено организовывать, когда проводятся мероприятия с визитами глав иностранных государств, в районах с повышенным риском. Охрану осуществляла только грузинская сторона, а охрана Президента Республики Польша сопровождалась лишь стандартной защитной группой офицеров охраны. Изначально предполагалось посещение Тбилиси.

После приземления выяснилось, что программа дополнена посещением центра беженцев вблизи демаркационной линии в районе города Ахалгори. Это решение не было согласовано с охраной Президента Польши. В качестве защитных мер была сформирована колонна, которая охраняла бронированную машину польского и грузинского президентов. Колонна охранялась большим числом грузинских пулеметчиков.

Согласно информации, предоставленной грузинской стороной, район находился под контролем Грузии. Судя по карте, размещеной на сайте грузинского министерства иностранных дел, Ахалгори и его окрестности находятся в пределах Южной Осетии, который, хотя и рассматривается Тбилиси, на территории Грузии, но в результате событий августа статус этой области был существенно пересмотрен. Оказалось, что на пути колонны расположены форпосты русских и осетинских войск, о которых грузины ранее не сообщили.

Сотрудников охраны польского Президента не имели плотного контакта с грузинской службой безопасности, и не имели даже средств связи. По пути в лагерь беженцев, из-за блокирования движущимися стадами сельскохозяйственных животных, спецколонна несколько раз останавливались. Автомобиль, перевозивший корреспондентов СМИ в нарушение основных правил для проведения защитных мероприятий, с самого начала опередил спецколонну.

В третий раз, когда спецколонна была блокирована стадом домашних животных вблизи контрольно-пропускного пункта, обоих президентов попросили выйти из машины, объяснив, что в нескольких десятках метров от места остановки был быть объект, который Президент М. Саакашвили хотел показать президенту Польши. Во время движения президентов раздались короткие серии с пулеметных выстрелов, на которые грузинские офицеры безопасности не реагировали. Не было боевых действий, а грузинский президент не выразил озабоченность по поводу всей ситуации. Не нашли каких-либо следов повреждения на автомобилях.

Президенты были эвакуированы с места происшествия на запасном автомобиле, потому что не было возможности использовать основной автомобиль из-за очень узкого шоссе. Затем Президенты отправились в лагерь для беженцев, при этом служба безопасности Президента Польши опять не была проинформирована, которая рассчитывала, что мероприятия пройдут в Президентском дворце. Вечером специальный самолет с польским президентом на борту покинул Грузию и вернулся в Польшу.