Сербия ждет поддержки исламских стран благодаря Азербайджану

Сербия ожидает, что ряд мусульманских стран, которые девятого сентября на сессии Генеральной Ассамблеи ООН поддержат резолюцию Азербайджана против отделения Нагорного Карабаха, из принципа поддержат и следующий пункт повестки дня — проект резолюции о Косово.

Сербские власти осознают, что не все страны, которые будут голосовать за резолюцию Азербайджана, проголосуют за документ, предложенный Сербией, однако надеются, что, по крайней мере, некоторые из них воздержатся, заявили Danas дипломатические источники в Белграде.

— Есть очень много сходств между случаями Косово и Нагорного Карабаха, но существуют и серьезные различия. И Сербия, и другие страны, не признавшие независимости Косово, будут сравнивать его с другими аналогичными ситуациями в мире. Одновременное обсуждение этих вопросов, несомненно, повысит значимость всей проблемы, но это, конечно, не будет иметь решающего значения в вопросе, какую же резолюцию поддерживать. Учитывая, что основным аргументом сторонников независимости является утверждение, что это уникальный случай, большинство самых влиятельных стран будут прибегать к сравнению этих двух проблем, — рассказал Danas Жарко Петрович, директор по исследованиям фонда ISAC и знаток политических процессов на территории бывшего Советского Союза.

По его словам, случаи Косово и Нагорного Карабаха с точки зрения большинства азербайджанцев идентичны или почти идентичны.

— Интересно, что армяне чтят «историческую справедливость», и это один из их главных аргументов в пользу утверждения, что Карабах принадлежит им, и здесь есть много аналогий с положением сербов и албанцев. Очевидным сходством между случаями в Косово и Нагорном Карабахе является диаметрально противоположные интерпретации истории, как сербами и албанцами, так и армянами и азербайджанцами.

— Еще одно сходство — это количество преступлений и жертв в войнах за эти две территории. Наиболее важным отличием является то, что переговоры о статусе Карабаха ведутся уже более чем 15 лет, в отличие от переговоров по статусу Косово, которые фактически закончились после двух с половиной лет, — говорит Петрович.

Он указывает, что еще одно отличие состоит в том, что Европа и Соединенные Штаты гораздо больше заинтересованы в стабильности на Западных Балканах, чем в стабильности на Кавказе.

— Следовательно, эти страны готовы проблему Косово решить «эффективнее», чем проблему Нагорного Карабаха. С другой стороны, Россия играет гораздо более важную роль на Кавказе, чем на Балканах. Россия на своей базе в Армении, которая, безусловно, является главным защитником Нагорного Карабаха, имеет около 3500 солдат и мощные воздушные и другие силы, — подчеркивает Петрович.

Собеседник Danas добавил, что нельзя рассчитывать на то, что страны, которые поддерживают резолюцию Азербайджана, автоматически поддержат резолюцию Сербии.

— В этом уравнении государства будут руководствоваться как вопросами принципа, так и политическими интересами. Как и в случае с Косово, в конце концов, — считает Петрович.

Слободан Самарджич, профессор политических наук и бывший член группы по ведению переговоров с Косово, считает, что случаи Косово и Нагорного Карабаха похожи тем, что представляют собой попытку отделиться от территории государства, но отличаются они тем, что отделение Приштины осуществлялось при поддержке международного сообщества, а в Нагорном Карабахе этого не было, да и его никто не признал в качестве независимого государства.

— В случае с Косово нарушены нормы международного права, а в случае Нагорного Карабаха — нет. Проблема в том, что когда речь идет о Косово и Метохии, мы не знаем, за какую именно резолюцию Сербии будут голосовать в Генассамблее, ведь до 9 сентября она может быть изменена, и позиция Азербайджана ясна. Другая проблема заключается в том, что демократическая общественность в Сербии, в том числе и оппозиция, настаивает, чтобы наша резолюция, и без того размытая, была согласована с ЕС, — говорит Самарджич.

Нагорный Карабах — это непризнанная страна, расположенная на границе Азербайджана и Армении. Борьба за контроль над этой территорией между этническими армянами и азербайджанцами ведет свою историю от конфликта между армянами-христианами, турками и персами, который бурлил около столетия назад. Этот регион в XIX веке стал частью Российской империи, на протяжении сотен лет здесь в основном проживали армянские и турецкие крестьяне и купцы. Армения утверждает, что Нагорный Карабах является частью «христианского царства», поскольку на его территории находится ряд старинных церквей. С другой стороны, азербайджанские историки утверждают, что эти церкви построили кавказские албанцы, христианский народ, который считают предтечей азербайджанского народа.

Армянские христиане и турецкие азербайджанцы долгое время жили мирно на этой территории. Тем не менее, после окончания Второй мировой войны, Советский Союз установил автономную область Нагорный Карабах, население которого состояло преимущественно из этнических армян.

Недовольство армян такой ситуацией накалялось в течение всего советского периода. Нетерпимость между этническими армянами и азербайджанцами в конце восьмидесятых годов ХХ века переросла в насилие, после чего этнические азербайджанцы стали покидать Карабах и Армению, а этнические армяне бежали из Азербайджана. После распада Советского Союза в 1991 году местное армянское население провозгласило независимость от Азербайджана и создало Республику Нагорный Карабах, которая не была признана на международном уровне.

В период 1988-1994 годов случались этнические конфликты различной интенсивности, в которых в конечном итоге одержали победу этнические армяне, после чего они приняли меры для оккупации азербайджанской территории и за пределами Нагорного Карабаха. Они создали «буферную зону», которая соединила Карабах и Армению.

В 1994-м году между двумя сторонами под эгидой России подписано соглашение о прекращении огня, и фактически Нагорный Карабах остался в руках этнических армян. Окончательное соглашение не было подписано, а во время спонтанных прекращений перемирия были жертвы с обеих сторон. Предполагается, что в течение 6-летнего конфликта были убиты между 20 до 30 тысяч человек, и более миллиона покинули свои дома.

Азербайджанские беженцы до сих пор не вернулись в районы Азербайджана, которые в настоящее время контролируются армянами. Аналогичная ситуация — и с армянами, покинувшими Азербайджан. Азербайджанцы возмущены потерей Нагорного Карабаха, который считают своей территорией, а армяне не проявляют готовности к компромиссу. Россия, Франция и Соединенные Штаты в рамках Минской группы ОБСЕ пытаются найти решение, чтобы положить конец конфликту. В 1997 году группа представила проект соглашения, которое считалось началом переговоров между Азербайджаном и Арменией, и в которые не были включены самопровозглашенные власти Нагорного Карабаха.

В декабре 2006 года Карабах на референдуме проголосовал за Конституцию и суверенное государство, однако Азербайджан объявил эти действия незаконными. Однако с тех пор были намеки на прогресс в мирном процессе, принимая во внимание встречи президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева и президента Армении Сержа Саркисяна. В ноябре 2008 года Саркисян и Алиев договорились активизировать усилия по поиску политического решения проблемы Нагорного Карабаха, и был достигнут значительный прогресс в ходе встречи двух государственных деятелей в мае и ноябре 2009 года.