Японцы освободят от «красных» свой остров

Военно-морские силы самообороны Японии совместно с американским Седьмым флотом проведут в конце этого года на юге страны военные учения, которые встретили настороженное отношение в соседнем Китае. Вопросы вызвали как сценарий маневров – освобождение «захваченного противником японского острова», так и их география – близость к территории, принадлежность которой Японии оспаривается китайцами, пишут в «Независимой газете».

В отличие от обычной практики Министерство обороны Японии не спешило с официальным уведомлением населения страны. О предстоящих учениях публика сначала узнала из публикации в газете «Иомиури», которая, правда, ссылалась на данные, полученные от высших чинов военного ведомства. Учения пройдут в декабре. «Красные», то есть противник, захватят один из островов архипелага Нансей, известного также как Рюкю. «Синие», то есть японская армия, должны будут принять меры по освобождению захваченной территории. Для этого восемь транспортных самолетов С-130 с эскортом истребителей F-15 доставят в район учений 250 солдат из состава элитных подразделений воздушно-десантной бригады японской армии. При поддержке авиации и флота будет сброшен парашютный десант, который и освободит остров. Корабли Седьмого флота США окажут поддержку этой операции, однако характер их действий не уточняется.

Основная часть учений в действительности пройдет не на острове, а на военном полигоне в префектуре Оита на Кюсю, самом южном из основных японских островов. Однако часть учений состоится и в районе самого архипелага Нансей, простирающегося южнее Окинавы на 1300 км.

Сообщение о предстоящих учениях вызвало раздражение в Китае. И дело здесь, разумеется, не в том, что японские солдаты должны отбить территорию от «красных». Ведь это, так же как и «синие», – традиционное для военных учений обозначение противостоящих сторон. Проблема в другом: вслед за архипелагом Нансей в океане тянется еще одна группа островов, принадлежность которых Японии оспаривается Китаем. Японцы называют их Сенкаку, а китайцы – Дяоюйдао. На Тайване также считают эти острова китайскими.

Разногласия по поводу территориальной принадлежности этой гряды тянутся длительное время, но они особенно усилились в 90-е годы, когда на территориальном шельфе вблизи островов были найдены признаки наличия месторождений газа. Остроте спора способствовало и принятие ООН Международной конвенции по морскому праву. Она дает право объявлять исключительной экономической зоной морской шельф на расстоянии до 200 миль от берега. Так семь необитаемых островов и три скалы в море дали повод для претензий на огромную прилегающую зону моря и ее дно.

В этих условиях спор обострился. В 2007 году на острова рвалась флотилия китайских частных катеров. Некоторые активисты даже высадились на берег, но их задержали срочно прибывшие на место японские силовики. После этого в городах КНР прошла серия антияпонских демонстраций.

Именно на связь учений с территориальным спором обращает внимание китайская официальная публикация China Daily. Сообщение об учениях появилось буквально на следующий день после того, как в Токио было заявлено о перспективе совместного с США отпора в случае нападения на японскую территорию. Согласно МИД Японии это вытекает из содержания японо-американского договора о безопасности.

Антикитайский аспект учений подчеркивает и обозреватель «Иомиури» Хидемити Катсумата. По его словам, учения «должны продемонстрировать Китаю, который наращивает свой потенциал и планирует расширить свою сферу влияния, что силы самообороны и американские военные создают непроницаемую оборонительную преграду. Это будет служить самым эффективным сдерживающим средством».

Автор комментария видит еще один аспект, связывающий планируемые маневры с договором безопасности. Он сообщает, что договор обязывает Японию наращивать свою способность защищать собственную территорию. Американские представители якобы систематически напоминают японцам, что они должны выполнять «свою роль и миссию», предусмотренную договором. Проводя учения на юге, Токио демонстрирует свои усиливающиеся военные возможности.