Россия и Белоруссия: враги или друзья

По-видимому, нам не с кем больше ссориться, кроме как с Белоруссией. Весь остальной мир для нас — добрые друзья и надежные партнеры, и только белорусы хотят на халяву получать нашу нефть, газ, кредиты, да еще и заваливать нас своей дешевой картошкой, молоком и трикотажем.

Пару лет назад такими же заклятыми врагами были украинцы… Впрочем, отличия есть. По долгу службы и просто из интереса я с удовольствием просматриваю дискуссии на читательских форумах и различные авторские блоги. Как ни странно, многие из интернет-авторов были действительно настроены против украинцев, именуя их не иначе, как хохлами. А вот в отношении Белоруссии даже сейчас, после показа «Крестных батек 1, 2, 3» таких выпадов нет. Напротив, все, кто был в Белоруссии, с восторгом описывают тамошнюю чистоту в городах, обилие качественного дешевого продовольствия в магазинах и то, о чем мы все так соскучились, — порядок.

Да, зарплаты там в два-три раза ниже российских (в чем причина — объяснять не требуется), но там не разваливаются жилые дома, не горят леса, не случается «веерных» отключений электричества, с любовью и уважением сохраняются памятники Великой Отечественной войны. А если бы какой-нибудь тамошний олигарх зарубил винтами своей яхты девушку или генералов МВД обвинили бы в получении взяток при покупках импортной техники, подозреваемые оказались бы за решеткой через считаные дни. И все это заслуга белорусского президента Александра Григорьевича Лукашенко.

Но Лукашенко — это отдельная песня. Это яркий харизматичный политик, работающий в невероятно тяжелой ситуации. Он вынужден крутиться между Россией и Евросоюзом, обеспечивая выживание своей маленькой страны — и у него это получается. Он пользуется невероятной популярностью в народе — рейтинги его оппонентов не превышают 5 процентов. Да, он не идет на глубокую интеграцию с Россией, но я понимаю, почему. Он не хочет, чтобы машиностроительные предприятия страны вошли в состав империи Олега Дерипаски, а металлургические — в состав империи господина Лисина со штаб-квартирами в офшорных зонах. Не хочет, чтобы закрылись все белорусские магазины, а на их месте выросли ангары «пятерочек», «океев», «лент» и прочих международных торговых сетей, которые будут разорять местных белорусских аграриев и завозить продукты из Израиля и Турции.

У Лукашенко только одна проблема — он отравлен наркотиком власти. Это яд почище героина, с него не «соскочить». И если раньше, в первый-второй президентский сроки, главной заботой Лукашенко было благо Белоруссии, то сейчас на первом месте у него — сохранение личной власти. Поэтому он испортил отношения с российскими лидерами, но не наладил их и с европейскими политиками, несмотря на непризнание Абхазии и Южной Осетии.

И все же… В культовом фильме Алексея Балабанова «Брат» главный герой Данила Багров на вопрос: как он простил своего брата, предавшего его бандитам, отвечает: «Так ведь он мне брат!» А белорусы нам кто? А украинцы?

Так уж получилось, что после распада Советского Союза у России оказалось очень мало друзей, зато появилось много недоброжелателей и просто врагов. Это как если бы большая семья переехала в чужое село, где на нее все косо смотрят. Как тут жить? В первую очередь — держаться вместе, опираясь на родню. Работать, обеспечивая себе на зависть соседям достаток, уметь всегда за себя постоять, заработать сначала уважение, а потом и дружбу. Вместо этого мы на потеху миру начинаем безобразную семейную свару, выясняя, из братьев кого объедает, кто кого должен слушаться, да еще призываем чужих людей в свидетели и судьи.

Брат не всегда прав, особенно когда рулят ситуацией такие как Ющенко или нынешнего разлива Лукашенко. Но украинец и белорус для меня все равно брат — по крови, по языку, менталитету, общему прошлому. Я все ему прощу, потому что нынешние домашние споры через год-два забудутся. А вот предательство родни не прощается ни на этом, ни на том свете.