Принципиально беспартийные

На последних муниципальных выборах в селе Хомутинино Челябинской области двоим беспартийным гражданам, выдвинувшим свои кандидатуры, отказали в регистрации, поскольку голосование проходило по партийным спискам. Решив, что их избирательные права были ущемлены, они стали судиться, но проиграли тяжбу во всех инстанциях.

Дошли до Конституционного суда, который разъяснил им, что каждый законодательный орган сам решает, какую избирательную систему ему выбрать, исходя из политической целесообразности. Правозащитники удивлены тем, что этот критерий поставлен выше гарантии конституционных прав.

С просьбой устранить нарушение своих избирательных прав в Конституционный суд обратились двое жителей небольшого села Хомутинино Юрий Гурман и Иван Болтушенко. С 1996 года они неоднократно избирались в состав представительного органа этого сельского муниципального образования. И были в нем депутатами с мая 2004 по октябрь 2009 года. Но в выборах очередного созыва, состоявшихся в октябре прошлого года, ни тот, ни другой принять участия не смогли, поскольку, на свою беду, не состояли и не состоят до сих пор ни в одной из политических партий.

«На этих выборах мы не смогли непосредственно реализовать свои конституционные права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и выдвинуть свои кандидатуры в сельский муниципальный совет, – говорится в их жалобе, направленной в КС. – Так как при проведении выборов была применена исключительно пропорциональная система». То, что голосование пройдет именно так, а не иначе, было установлено уставом Хомутининского сельского поселения на основании закона «О муниципальных выборах в Челябинской области». Но бывшие муниципальные депутаты считают, что эти правила нарушают их конституционные права. В частности, часть 2 статьи 32 Основного закона страны, где говорится, что граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Формально выход есть – идти по спискам какой-нибудь политической партии. «Но мы не разделяем цели и программы ни одной политической партии и не намерены вступать в них», – возмущаются принципиальные граждане.

До КС они дошли, разумеется, не сразу. Сначала избирательная комиссия, а потом и суды всех инстанций признали законным отказ в выдвижении беспартийных граждан в муниципалитетах Челябинской области. Причем каждый суд, рассматривавший это дело, неизменно указывал в своем решении, что вопрос, касающийся применения статей Конституции, – это непосредственное дело Конституционного суда.

Однако и КС также встал на сторону защитников введения пропорциональной системы. Он, рассмотрев в предварительном порядке жалобу, вернул ее заявителям. Суд постановил, что «от законодательного органа зависит, будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной или смешанной». «Выбор того или иного варианта зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности», – говорится в ответе КС. В силу же конституционного принципа разделения властей суд не может подменять законодателя.

Эксперты ассоциации защиты прав избирателей «Голос» недоумевают: какой вообще принцип правосудия в стране, если даже Конституционный суд в своем решении опирается на такую формулировку, как «политическая целесообразность». «Под эту формулировку можно подвести что угодно, – полагает председатель ассоциации Лилия Шибанова. – А если политическая целесообразность предполагает неправое решение, то оно проходит». По ее словам, эксперимент с проведением муниципальных выборов по пропорциональной системе принял массовый характер, часто в нарушение закона. Так, в Ставропольском крае, тоже были проведены выборы в городской совет по партийным списками, и сделано это было вопреки уставу города.

По словам члена думского комитета по конституционному законодательству Вадима Соловьева, закон «Об основных гарантиях» предусматривает возможность перехода на пропорциональную систему на региональных и муниципальных выборах. А для того чтобы «подстраховать» беспартийных граждан, там подразумевается, что любой человек может обратиться в любую партию с просьбой включить его в список. «Худо-бедно, но такие примеры есть, – рассказал «НИ» депутат от КПРФ. – На федеральных выборах у нас были три или четыре обращения, и на региональных в некоторых областях к нам тоже обращались». Что ж, если кто-то не состоит в партии, но ей симпатизирует, возможно, так и делает. Но господа Гурман и Болтушенко как раз подчеркивали: целей и программы ни одной партии они не разделяют. Зачем же людям кривить душой?

На это г-н Соловьев все же признал: в маленьком поселке проводить выборы только по партийным спискам смысла действительно нет. «Там же все друг друга знают, – рассудил он, – поэтому лучше избираться напрямую».