Власть и общество. Блок на блог

Уральские блогеры без энтузиазма отнеслись к намерению полпреда президента РФ в УрФО Николая Винниченко встретиться с наиболее известными из них для налаживания «системного сотрудничества». Мало кто из них верит в то, что на встречу «в неформальной обстановке» позовут действительно влиятельных блогеров – слишком много неприятного для себя от них может услышать г-н Винниченко, а аппарату полпреда совсем ни к чему расстраивать шефа. Однако даже не важно, состоится ли такая встреча и кто на ней будет представлять блогосферу. Интереснее другое – зачем власть пытается втянуть в свою орбиту по определению не зависимых от нее граждан (зависимые не станут писать на всеобщее обозрение то, о чем думают)?

Напомним, что о такой инициативе полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе его пресс-служба сообщила в минувшую пятницу, а сама встреча «наиболее известных представителей блогосферы» с «государевым оком» планируется на вторую половину сентября. Надо полагать, в оставшийся месяц служащие аппарата г-на Винниченко предпримут штурм ЖЖ для составления списка «подведомственных» блогеров, определения степени их влиятельности и оппозиционности, выявления телефонов, адресов, явок и паролей. Или таковой список уже составлен теми, кому по роду деятельности приходится заниматься поиском граждан? В любом случае, жизнь в аппарате полпреда закипит. Только вот к чему такой титанический труд?

Напрашиваются несколько версий пробуждения интереса государства к блогерам. Первая – из лежащих на поверхности – равнение на правофлангового, то бишь президента Дмитрия Медведева. Глава государства проникся живейшим интересом к интернет-сообществу, сам пишет в ЖЖ и «Твиттере», фотки выкладывает, привечает отдельные сетевые СМИ, одним словом, стал активным «юзером». Вот его расторопные помощники в регионах и пытаются не отстать, следовать, так сказать, в русле современных тенденций. Как раньше говорили, колебаться вместе с линией партии. Эта версия ничего плохого уральским блогерам не сулит, поскольку встреча с полпредом нужна для галочки – отчет в первопрестольную отправить о налаживании сотрудничества, взятии под контроль очередной группы граждан — и забыть.

Другая версия – также безобидная для блогеров, но довольно неприятная по сути для власть имущих. Верховные начальники так усердно зачищали десяток лет информационное поле от скверны независимого мнения, что обрубили почти все каналы обратной связи с обществом – федеральные, региональные, городские телеканалы и газеты мощно дуют в одну дуду о том, как налаживается жизнь, то есть сообщают то, что не резанет начальственное ухо. Понятно, что эти каналы наверх не донесут подлинную картину существования внизу. По-хорошему, о всяческих волнениях мутной водицы общественного сознания наверх должны оперативно докладывать спецслужбы с их сетью информаторов и распрекрасным аналитическим аппаратом, но, весьма вероятно, там тоже давно научились не нервировать начальство и отсекать в отчетах все, что не укладывается в прокрустово ложе представлений небожителей о той стране и тех людях, которые вверены им в подчинение всевышней волей. Такая же история, весьма вероятно, и с каналами обратной связи через могучую политическую силу – правящую партию «Единая Россия». Одна надежда – на «непричесанных» блогеров – неформалов, матершинников и правдорубов.

Если эта версия имеет под собой основания, то власть зря рассчитывает на сетевых острословов, даже если те и захотят с ней «сотрудничать». Ведь блогеры создают вторичный, третичный и так далее контент. Они, за редким случаем, пережевывают, трактуют, препарируют новости, но не создают их, не добывают информацию. Картинку жизни – более-менее полную – дают СМИ, и их тут никто не заменит. Поэтому, если уж выстраивать новый канал обратной связи с обществом, то в основе его должна лежать информация, скажем, интернет-СМИ как менее прибитой «государственным мышлением» части российской прессы. Плюс несколько авторитетных газет и радиостанций, балансирующих на некотором удалении от власти. Медведев, кстати, именно на этот сегмент рынка прессы и ориентирован.

Блогеры же, как правило, информацию не проверяют — не их это дело, они ведь в своих ЖЖ время коротают, себя и друзей развлекают. Возможно, в какой-то узкой области, близкой к их профессии, они самому профессиональному журналисту фору дадут. Но сколько таких узких специалистов, да еще чтобы авторитетными и влиятельными были, нужно полпреду собрать для выстраивания полноценной картинки жизни – сотни, тысячи? То есть получится тот же результат, что и по первой версии, — для галочки, не будет этот канал передачи информации наверх работать. Не слухи, сплетни и личные переживания же гнать в аппарат полпреда, которыми забиты сетевые дневники.

Третья версия уже не сулит блогерам ничего хорошего – их на самом деле, совершенно серьезно пытаются встроить в систему «общественно-государственного партнерства». С той же целью и в тех же формах, в каких создавались совет при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, из которого на днях убыли Элла Памфилова и Станислав Говорухин, а также всевозможные общественные советы при госорганах, которые формально ставят госструктуры под контроль граждан, а на деле никак от них не зависят. Например, общественный совет при ГУВД Москвы, ничуть не мешающий блюстителям порядка избивать журналистов, бросать в кутузку правозащитников и оппозиционных политиков и срывать выступления уважаемых народом музыкантов.

И, кстати, полпредство президента в УрФО таких намерений не скрывает. Как говорится в заявлении пресс-службы полпредства, по итогам встречи предполагается наладить «системное сотрудничество между активными блогерами и советом главных редакторов СМИ УрФО, для того чтобы представители блогосферы смогли участвовать в его работе на постоянной основе». Как-то трудно себе представить, что может быть общего между блогерами и главными редакторами СМИ. Последние, понятно, в рамках этого совета могут пытаться отстаивать какие-то цеховые интересы, скажем, бороться с повышением цен на бумагу и полиграфические услуги в своем регионе или договариваться об обеспечении безопасности журналистов на массовых мероприятиях. А блогерам-то там что делать? Бороться за чистоту русского языка или за нравственность картинок в блогах?

Да нет же, и им, и главным редакторам региональных СМИ местные чиновники будут зачитывать политинформацию и объяснять, какие решения властей нельзя критиковать ни в коем случае и к чему призывать, на какие мысли наводить своих френдов. За это, понятно, посулят какие-то блага. Только опять же зря все это задумано, потому что свято место пусто не бывает – «стухнувших» на ниве плодотворного сотрудничества с властями авторитетных блогеров заменят другие, а всех к кормушке не пристроишь, особенно в провинции, где ресурсов и хлебных мест не так уж и много.

Но хуже для авторитетных блогеров, возможно, все же будет открыто отказаться от слияния с региональным начальством, – ведь люди они нередко успешные, самостоятельные, у кого-то есть свой бизнес. Могут начаться проблемы. Или, не дожидаясь проблем, проще будет закрыть свой дневник в ЖЖ, как это сделал блогер, «выпросивший» рынду у премьера Путина.

Есть и четвертая версия, в значительной степени похожая на третью, только содержащая другие цели. Об этой версии, кстати, говорят и сами уральские блогеры. В следующем году случатся выборы в федеральный парламент, а «Единую Россию», как утверждают местные блогеры, на Урале не особенно поддерживают. Не исключено, что дружественных сетевых писателей попросят в своих дневниках если не пиарить партию власти, то хотя бы блокировать негатив на нее. Так сказать, поставить блок на блог, попридержать язык. Если так, то властям неважно, что прикормленные блогеры в рамках этой задачи растеряют свой авторитет у френдов, главное, что локальная задача будет выполнена.