Грузия лишится израильского оружия

Во время встречи с министром регионального развития и инфраструктуры Грузии Рамазом Николаишвили глава МИД Израиля дважды подчеркнул: «С учетом чувствительности ситуации на Ближнем Востоке и на Кавказе военное сотрудничество не стоит на повестке двусторонних отношений». Вместо этого он сделал акцент на активизации торгово-экономических связей с Тбилиси в «гражданской сфере».

До сих пор Израиль играл исключительно важную роль в вооружении Грузии и подготовке ее военных специалистов. Здесь можно вспомнить печально знаменитую миссию генерала Гирша. Бригадный генерал запаса израильской армии (ЦАХАЛ) Галь Гирш со своими бывшими сослуживцами создал компанию Defensive Shield. Компания своеобразная. Пресса утверждала, что генерал Гирш занят реформированием грузинской армии, что его компания тренирует грузинский спецназ. Сам Гирш категорически отрицал всякую причастность к подготовке грузинской армии. Генерал утверждал, что специалисты Defensive Shield готовили по заказу грузинского правительства обзор состояния национальной безопасности, и это касалось далеко не только оборонной сферы, а науки, образования, лидерства, технологий, инфраструктуры, развития дорог и дорожной безопасности. Все его контакты с грузинской армией ограничивались в основном подразделениями, участвующими в действиях коалиционных сил в Ираке и Афганистане.

Правда, признал Гирш, были другие израильские компании, которые выполняли другие военные заказы грузинских властей, но и они, подчеркнул он, действовали под полным контролем израильского Министерства обороны. Израильская пресса писала о 200 израильских военных специалистах, работавших по контрактам в Грузии.

И до войны 2008 года, и после нее Израиль поставлял в Грузию оружие. Особенно ценным приобретением были израильские беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Минобороны Грузии в 2006 году заказало в Израиле 40 БПЛА Hermes-450 на общую сумму около $400 млн. В 2007-2008 годах было поставлено максимум 16 аппаратов. Остальные поставки были рассчитаны на период 2009-2011 годы. Оставшиеся у них после распада СССР штурмовики грузины модернизировали при помощи израильтян, создав всепогодный Су-25КМ «Скорпион». Испытывал «Скорпион» не грузинский, а израильский пилот Егуда Шафир. В прессе появлялись сообщения о том, что Израиль в 2006-2008 годах осуществлял программу по модернизации 165 грузинских танков Т-72 до уровня Т-72-SIM-1. До начала конфликта в Осетии эта программа не была реализована полностью и несколько десятков танков (около 35) были модернизированы израильтянами уже после завершения боевых действий.

Грузия получила реактивные системы залпового огня, стрелковое оружие, специальное оборудование для прокладки проходов в противотанковых минных полях и многие другие образцы вооружения. Экспортом вооружений в Грузию занимались известные политические деятели, среди которых бывший мэр Тель-Авива, экс-депутат Кнессета и бывший министр Рони Мило вместе со своим родным братом Шломо Мило, некогда генеральным директором концерна ТААС. Они представляли в Грузии концерн «Эльбит». Грузинские официальные лица самого высокого уровня не раз заявляли о том, что Израиль содействует укреплению обороны их страны. По мнению различных экспертов, налаживанию военного сотрудничества немало способствовал факт наличия у бывшего министра обороны Грузии Давида Кезерашвили второго — израильского — гражданства. Михаил Саакашвили публично заявил: «Вооружение, поставленное из Израиля, оказалось очень эффективным».

Что же заставило Израиль отказаться от военного сотрудничества с Грузией? Может быть, неслучайно Либерман отметил «чувствительность» ситуаций на Кавказе и Ближнем Востоке. Ведь период, когда палестинцы для обстрела израильтян использовали самодельные стреляющие устройства, изготовленные в кружке «Не очень умелые руки» мог когда-нибудь и закончиться. Им тоже кто-нибудь что-нибудь очень эффективное мог поставить. Не исключено, что в Тель–Авиве учли это обстоятельство.