Минская Рублевка: богачей в Белоруссии все больше

Все больше белорусов причисляют себя к среднему классу. Судя по тому, как растет число желающих купить дорогую недвижимость, для этого есть все основания. Андрей Алексеенко встретился с жителями белорусской Рублевки.

Димитр — лицо медийное, участник некогда популярной группы «Атлантика», на память от которой осталась приставка экс и диск самого продаваемого дуэта в Беларуси. Теперь он — актер. И тогда, и сейчас — житель элитного района в окрестностях Минска. Его семья — из первой волны состоятельных белорусов. Теперь живут на две страны и два дома. «Моя сестра, жена и дочь живут в Испании», — рассказывает Димитр.

Особняк — творение американского архитектора, в проект которого внесла корректировки мама Димитра. Под крышу, как под шляпу, спрятался почти весь дом. Небольшой штрих обошелся в несколько раз дороже самого особняка. «Состоятельный человек может потратить деньги на то, что ему нравится. В Беларуси созданы все условия, но я чаще зарабатываю за рубежом», — отмечает актер.

Элита в своих желаниях скромна, к шику за баснословные деньги не тянется, но влюблена в эксклюзив. Бразильская мебель под заказ, камин из Австрии, детали домашнего очага от известного мастера Палазецци. Рядом на столике — шахматы «Богема». Принимать звезд мирового масштаба, как на Рублевке, здесь непозволительная роскошь. На местных частных вечеринках не поет Шакира, Рианна или Элтон Джон. Здесь и Газманов — большая звезда. «После минских концертов Олег Газманов всегда приезжал ко мне с букетами цветов», — вспоминает мама Димитра Валентина Калачева.

Сергей Самойло представляет собой другую стратегию успеха. Он — в тройке успешных топ-менеджеров страны. В Беларуси богачей по наследству нет. Самойло — селфмейдмен. Сделал себя сам. Механик за несколько лет сумел занять кресло директора автомобильного холдинга в Беларуси. Сейчас — крупный автодилер. Топ-менеджер не разделяет точку зрения, что быть богатым в Беларуси экстремально и не востребовано. «Тот, кто ведет легальный бизнес, не будет бояться своего благосостояния. Он будет гордиться им», — считает генеральный директор «Атлант-М» в Беларуси Сергей Самойло.

Главное слово у минской элиты — удобно. Авто — необязательно Bentley, Lamborghini или Maserati. Хотя модно сейчас в Минске иметь Porsche. Вполне подойдет Volkswagen Multivan или Land Rover. В гардеробе — не всегда известные бренды, но, несомненно, дорогие. Конечно, банковский счет и хотя бы один особняк в элитном районе Минска. «Если удобно иметь три дома, обеспеченный человек будет их иметь. Если удобно один дом, будет иметь один. Одной Рублевки в Минске, как в Москве, не будет», — отмечает Сергей Самойло.

Это мнение разделяют и риэлторы. Так уж повелось, что богатые белорусы не любят быть на виду. Более того, богатых официально в Беларуси нет. Но несколько коттеджных районов Минска можно назвать «Рублевкой». «Многие фирмы взяли по 200-300 га земли под коттеджную застройку. Они мечтают построить свою Рублевку, где будут жить только богатые люди», — говорит директор агентства недвижимости Владимир Чернушевич.

Вадим Сехович давно заглядывает в кошелки солидных людей. Вместе с экспертами он оценивает их активы. Сотня набирается легко. Денег может и не так много, как у восточных соседей, говорит журналист, но это не мешает белорусскому бизнесу контролировать некоторые сферы в СНГ и Европе, покупать заводы и компании, занимать ведущие позиции в IT-индустрии. «Белорусский бизнес уникален. Он делает деньги на 20% ВВП. Остальные 80% — контроль государства. В ТОП-100, который мы готовим, уже входит 30% бизнесменов, имеющих активы за рубежом. Могу предположить, что есть три человека в Беларуси, чье состояние достигает полумиллиарда долларов. Миллиардеров нет», — рассказывает Вадим Сехович.

Сегодня белорусские бизнесмены, по словам Сеховича, не те, что раньше. Обижаются, если не попадут в заветный топ. Наработав имя и капитал, хотят себя проявить. По мнению бизнес-среды, государству стоит больше уделить внимания развитию среднего и малого бизнеса.

Эксперты сегодня не различают российский, украинский или белорусский средний класс. Но и не спешат сравнивать с американским или европейским. Везде свои критерии. Но, так или иначе, середнячки — экономическая опора любого государства. По данным социологов, в Беларуси более двух третей населения относит себя к среднему классу. «В Беларуси больше людей, особенно молодежи, которые относят себя к среднему классу, чем в России», — отмечает руководитель Аналитического центра Сергей Мусиенко.

Теперь Димитр и Сергей Самойло намерены попасть в топ богатых людей стран Содружества. Потеснить состоятельных россиян, украинцев и казахов. А там и до Forbes недалеко.