Каспийское море – дружба или раздор?

18 ноября в Баку прошел третий саммит прикаспийских государств, в котором приняли участие главы России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Президенты обсудили ряд важных вопросов, от строительства транскаспийского трубопровода, против которого выступают Россия и Иран, до подготовки механизма возможного введения пятилетнего моратория на вылов осетровых, однако, самым важным был вопрос об определении международно-правового статуса Каспия.

До сих пор правовой статус Каспийского моря определялся советско-иранскими договорами и Конвенцией, принятыми в 1921-1940 гг, в соответствии с которыми СССР и Иран формально не разграничивали воды и дно Каспия, определив только прибрежные 10-мильные национальные рыболовные зоны. Кораблям обеих прикаспийских стран разрешалось плавать по всему морю, однако, присутствие кораблей других стран на Каспии запрещалось. Каспийское море, таким образом, имело особый статус закрытого советско-иранского моря, совместно используемого обеими странами.

После распада СССР, образовавшиеся новые государства каспийского бассейна начали требовать принятия нового договора между уже пятью прикаспийскими странами, и с этим возникли большие трудности. На дне Каспия находятся залежи нефти и газа и у каждой из стран появились свои национальные и экономические интересы, которые могли не совпадать с интересами соседей. Россию и Иран устраивали существующие договоренности, и они предлагали на их основе написать новый договор. Казахстан и Азербайджан предлагали раздел всей акватории с выделением территориальных и экономических зон каждого субъекта, что позволило бы заняться разведкой и добычей нефти и газа.

В 1998 г. Россия и Казахстан выдвинули новый принцип деления «по методу модифицированной срединной линии». В этом случае предлагалось разделить только дно, без установления границ «по воде». По этому принципу и были подписаны двухсторонние договоры между Россией, Азербайджаном и Казахстаном в период с 1998 по 2003г.г., однако остальные страны не согласились с этими предложениями. Туркменистан не смог договориться с Азербайджаном о линии «донной» границы, а Иран согласен только на раздел по принципу «равных долей», т.е каждой стране по 20% территории дна.

Несмотря на наличие проблем, лидеры прикаспийских государств заинтересованы в процветании и спокойствии региона и нацелены за столом переговоров выработать оптимальную и гармоничную модель взаимоотношений. У всех присутствует понимание того, что только определив статус Каспия, можно будет выйти на уровень подписания многосторонних договоров по различным сферам его использования. Это такие сферы, как судоходство, рыболовство, экологическая защита и мониторинг, добыча минеральных ресурсов, метеорология, сотрудничество в области сейсмологии, контроля за повышением уровня воды, строительство искусственных островов, научные исследования и т.д.

Свои интересы есть и у стран, находящихся вдалеке от Каспия, например, США, Китая, Европы. Они также желали бы оказывать влияние на происходящие в регионе процессы, в частности, «защищать» от давления России и Ирана Азербайджан, Туркмению и Казахстан. В их непосредственных интересах скорейшее разделение дна, которое позволило бы проложить нефте- и газопроводы по дну моря с дальнейшей врезкой в существующий Баку-Джейхан, до сих пор незаполненный до проектной мощности, и Набукко, проект которого застопорен, в связи с отсутствием поставщиков газа и который может совсем потерять смысл, если «Южный поток» будет построен быстрее, чем разрешатся проблемы каспийских границ.

Все эти вопросы и обсуждались на прошедшем саммите.

Основной темой переговоров был вопрос делимитации границы по Каспию. Россия, по словам помощника президента по внешнеполитическим вопросам Сергея Приходько, выступила за закрепление универсальных правовых норм, охватывающих делимитацию акватории всего Каспийского моря и определяющих принципы военной деятельности, военного мореплавания на Каспии, условия прокладки транскаспийских трубопроводов по дну, транзит из Каспия в мировой океан и обратно, в том числе, по внутренним водам РФ.

Было решено в ближайшие три месяца согласовать ширину национальных зон на Каспийском море, исходя из величины всего в 24-25 миль. Достижение соглашения о национальных зонах, то есть фактически территориальных водах прикаспийских стран, будет очень серьезным прорывом в согласовании всего вопроса о статусе Каспийского моря. Это будет означать окончательный отказ от идеи раздела всего Каспия на национальные сектора, чего например, изначально добивается Азербайджан. Тем самым сохранится полностью свободное судоходство и торговля между северными и южными прикаспийскими странами.

Пять стран подписали соглашение в области безопасности, которое позволит в дальнейшем заняться более детальным документальным оформлением тем безопасности. Этот документ четко определяет приоритеты Каспийских стран, рамки, в которых они будут сотрудничать, то, что участники своими силами должны обеспечить безопасность на Каспии. Он направлен против новых вызовов и угроз в регионе и предусматривает взаимодействие прибрежных стран в борьбе с транснациональной преступностью, терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, незаконным оборотом наркотиков, браконьерством. Как полагают эксперты, подписание этого соглашения станет очередным шагом на пути достижения договоренностей по вопросам правового статуса Каспия, а также вторым краеугольным документом, определяющим правовые основы взаимодействия на Каспии.

Была достигнута договоренность и о том, что в течении последующих трех месяцев стороны подготовят предложения о совместном отказе от лова в Каспии осетровых рыб, сроком на пять лет. Биологические ресурсы Каспия по разным оценкам, составляют около 90% мировой популяции осетровых рыб и поэтому, сохранение и воспроизводство запасов осетровых должно стать предметом заботы всех прикаспийских стран.

Помимо этого, прикаспийские страны намерены в самое ближайшее время подписать документы, регламентирующие охрану окружающей среды на Каспии. В частности, они будут должны урегулировать вопросы обеспечения безопасности нефтедобычи, включая недопущение загрязнения моря. Судя по всему, к такому решению прикаспийские государства пришли под влиянием произошедшей в апреле этого года ситуации с разливом нефти в результате аварии на нефтяной платформе в Мексиканском заливе.

В заключительном слове Дм. Медведев сказал: «Мы выходим на подписание полноценного соглашения о статусе Каспия. Теперь остается довести до конца эти поручения, и в этом случае мы действительно можем получить в довольно короткой перспективе очень хороший результат», а президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, что Каспий является «морем мира, дружбы и сотрудничества».

Таким образом, можно считать, что в итоге на саммите в Баку достигнут определенный прогресс в определении статуса Каспийского моря, убедиться, что у всех сторон имеются общие интересы и что уровень взаимопонимания делает реальным создание новых форматов для более эффективной работы.

В ходе бакинского саммита Медведев провел ряд двухсторонних встреч, в том числе с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Это была их первая личная беседа после того, как Россия приняла решение не поставлять Ирану противовоздушные комплексы С-300. Тогда Тегеран прореагировал крайне болезненно, однако в Баку стороны решили обсудить отношения между странами в неформальной обстановке, без обязывающих заявлений. И тут стал важен сам факт того, что контакты на высшем уровне между Москвой и Тегераном продолжаются.

Лидеры также договорились проводить одну встречу в год на высшем уровне и не менее 5 раундов консультаций — на уровне экспертов. Уже решено, что следующий каспийский саммит пройдет в 2011 году в России.