Новые скандалы в белорусско-российских отношениях

Отношения Москвы и Минска вступили в новую стадию напряженности. Почему Александр Лукашенко отказался подписать план использования региональной белорусско-российской военной группировки? По какой причине президент Беларуси не принял министра иностранных дел России Сергея Лаврова? Почему белорусско-российские отношения вновь обостряются? Участники программы «Экспертиза Свободы»: доцент Московского государственного института международных отношений Кирилл Коктыш из Москвы и эксперт зарегистрированного в Литве Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов из Минска. Ведущий — Валерий Карбалевич.

Карбалевич: Александр Лукашенко не просто отказался подписать план региональной белорусско-российской военной группировки, но сделал это публично. Он потребовал, чтобы Россия несла финансовые расходы за совместную защиту. Также Лукашенко заявил, что подпишет этот документ только на заседании Высшего госсовета Союзного государства. Что стоит за этим демаршем?

Коктыш: Лукашенко после визита в Минск европейских политиков, получил определенные гарантии, что выборы будут признаны. Поэтому сейчас он оказывает давление на Россию. Ведь в последнее время в белорусско-российском конфликте Лукашенко чаще проигрывал. Сейчас он старается отыграться.
И одновременно президент Беларуси стремится продемонстрировать белорусским избирателям силу, показать, что он может на равных вести диалог с Москвой.

Карбалевич: Обычно Лукашенко в ходе белорусско-российских конфликтов старается не затрагивать военную сферу. Ведь российские силовики — это главные лоббисты главы Беларуси в Москве. А вот сейчас он использует последнюю козырную карту?

Коктыш: На саммите НАТО в Лиссабоне между Россией и Североатлантическим альянсом наметились фундаментальные сдвиги в позитивную сторону. Говорили даже о совместной противоракетной обороне. Поэтому Лукашенко нужно заострить этот вопрос, чтобы показать, что белорусско-российская группировка что-то нужное. Так как в случае союза России с НАТО статус Беларуси как оборонительного фактора для РФ теряется.

Мельянцов: Считаю, что этот демарш Лукашенко попадает в общее русло нынешних белорусско-российских отношений. Действительно, глава Беларуси переступает ту красную линию, которой были военные отношения. Но уже около года Лукашенко переступает эту линию. Он поставил вопросы существования российских военных объектов на территории Беларуси. Потом Лукашенко подвесил подписание соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ, не принял на себя председательство в этой организации. Сейчас пришло время использования последних козырей. Дело в том, что в 1990-е годы был заключен своеобразный контракт между Беларусью и Россией. Беларусь обеспечивала военные, стратегические позиции РФ на своей территории, а Москва обеспечивала Беларуси экономические преференции. Позднее Россия отказалась от своей части этого контракта. Поэтому Лукашенко ставит вопрос об отказе от своей части контракта, либо об изменении этого контракта.

Карбалевич: Лукашенко не принял министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Это удивительно, так как президент Беларуси в обязательном порядке принимает российских губернаторов из самых маленьких регионов. А здесь министр иностранных дел. Почему? Вот «Интерфакс», ссылаясь на источник в Кремле, сообщил: «Встреча Сергея Лаврова с президентом Беларуси не могла состояться, потому что глава МИД РФ имел четкие указания по этому вопросу со стороны президента России Дмитрия Медведева». Что это означает? Может, Москва, получив дипломатическую пощечину, стремится смикшировать скандал, сохранить лицо, хорошую мину при плохой игре?

Коктыш: Думаю, Лукашенко отказался принять Лаврова. Ведь какой смысл российскому президенту посылать министра иностранных дел в Минск и запрещать встречаться с Лукашенко? Скорее это заявление кремлевского источника было сделано задним числом, чтобы сохранить лицо. С одной стороны, Лукашенко демонстрирует силу перед своим электоратом. С другой стороны, для руководства Беларуси отношения с Россией настолько плохи, что хуже уже не будет. И Лукашенко во время кризиса часто идет на обострение, играет ва-банк. Если Москва признает выборы, то он станет победителем.

Мельянцов: Во-первых, этот визит приурочен к плановому совместному заседанию министерств иностранных дел двух стран.

Карбалевич: Вы считаете логичным, что во время острого конфликта министр иностранных дел России приезжает в Минск на какое-то плановое заседание друзей фактически несуществующего Союзного государства с рутинными вопросами? Не кажется ли вам, что этот визит является жестом Москвы в сторону примирения? И вот в результате что получилось.

Мельянцов: Чиновничья машина работает по своей логике. Например, в разгар «молочной войны» на территории Беларуси прошли масштабные белорусско-российские военные учения «Запад-2009». Думаю, встреча не состоялась по инициативе российской стороны. Есть решение Москвы свести к минимуму контакты с белорусским руководством.

Карбалевич: Фактически в один день произошли два скандала в белорусско-российских отношениях. Так кто инициирует скандал? Какая сторона? С какими целями? Может, Лукашенко, воодушевленный позитивными сигналами из Европы, решил показать Москве очередной кукиш?

Мельянцов: Думаю, виноваты обе стороны. Целью давления на Лукашенко со стороны Москвы является нарушение лояльности белорусской номенклатуры к своему президенту. А Лукашенко стремится в ходе выборов использовать образ защитника независимости.