Внутренняя безопасность Китая и о перспективы «цветной революции»

Американские эксперты продолжают интенсивное изучение вопросов, связанных с оценкой динамики развития протестных настроений в Китае и реакции на них со стороны руководства КНР. Основная цель исследований: выявить тенденции и основные факторы, влияющие на дестабилизацию ситуации в стране, а также спрогнозировать возможность и условия реализации одного из сценариев «ненасильственной революции» по смене политического курса страны.

Так, в частности, эксперты корпорации РЭНД отмечают, что в последние годы китайское руководство, оценив эффективность ненасильственных акций по свержению власти, проведенных в ряде европейских и азиатских государств, серьезно озаботилось возможностью реализации одного из подобных сценариев «бархатной революции» в Китае. Основанием для подобных опасений послужило то, что за последние годы в Китае существенно выросло число акций протеста, возросло число их участников, серьезно выросла дисциплина и координация действий протестующих, возросла длительность акций протеста от нескольких дней до полугода, существенно возросло число полицейских и чиновников, пострадавших в акциях протеста. Все это, по мнению экспертов, характеризует рост динамики и масштабов недовольства в стране, возрастание решимости протестующих сопротивляться властям, которые в принципе могут быть использованы при реализации сценариев ненасильственной смены власти.

На этом фоне экспертами признается тот факт, что китайскому руководству на сегодняшний день удалось выработать весьма эффективную стратегию обеспечения внутренней безопасности и противодействия успешной реализации одного из сценариев «бархатной революции».

По мнению экспертов РЭНД, важнейшим положением новой стратегии обеспечения внутренней безопасности Китая является тезис о необходимости управления протестными настроениями, вместо их подавления. Кроме этого, стратегия обеспечения внутренней безопасности страны базируется на следующих положениях:

Обеспечение безусловной популярности центральной власти среди населения страны, путем эффективного управления экономикой, внешней политикой, снижением уровня уголовной преступности в стране.

Перенаправление ответственности возникающего протеста с центральной власти на местную власть (в народе распространяется мнение о том, что о многих нарушениях в столице просто не знают, а если узнают, то сразу наведут порядок).

Недопущение консолидации протестных масс путем формирования социально активных групп населения, как в региональном масштабе, так и в масштабе страны.

Недопущение возникновения в стране консолидированной оппозиции, имеющей поддержку за рубежом, и ориентированной на этнический, религиозный или иной характер протеста.

Обеспечение особых мер безопасности по ключевым аспектам внутренней политики, обеспечивающих единство страны. Среди таких эксперты выделяют национальную ориентацию национального капитала, а также ситуацию в ключевых районах страны (столица; северо-восточные районы страны, граничащие с Россией и КНДР, а также районы доминирования мусульманского населения).

Реализация основного тезиса новой стратегии — «управление вместо подавления» — требует от структур безопасности высокого профессионализма, позволяющего направлять возникающие в обществе по разным поводам протестные настроения друг против друга, а в случае резкой эскалации напряженности – быстро локализовать и изолировать протестующее население, не допускать коммуникаций изолированной области с внешним миром путем дозированного освещения событий в СМИ.

Экспертами РЭНД на основе проведенного анализа делается вывод о том, что благодаря выработанной стратегии обеспечения внутренней безопасности, руководство КНР сегодня полностью контролирует ситуацию в стране. Существующий уровень протестного настроения в стране, хотя и существенно возрос за последние годы, но все еще остается на весьма низком уровне, недостаточном для организации и проведения успешной «цветной революции».

Вместе с тем, детальное изучение и анализ противоречий в китайском обществе, их избирательное стимулирование в перспективе способны существенно поднять уровень протеста. В этой ситуации многое будет зависеть от уровня подготовки сил безопасности, их способности управлять конфликтом без применения жесткой силы.

Именно уровень подготовки сил безопасности сегодня является одним из важнейших факторов обеспечения стабильности в стране в ближайшие годы. Однако уже сегодня эксперты прогнозируют, что даже в условиях существенного роста протестных настроений в Китае будет практически не осуществим сценарий «ненасильственной» смены власти: суть отношений в китайском обществе и готовность сил безопасности применить силу для жесткого подавления протеста позволяют говорить о потенциально значительном числе жертв в случае начала массовых волнений в Китае.