Мир призывает к сдержанности Южную Корею и КНДР

Сегодня резко обострилась ситуация на Корейском полуострове. Регион забалансировал на грани войны. С территории Северной Кореи был обстрелян один из островов в Желтом море, в зону поражения попали жилые кварталы. Южная Корея открыла огонь по позициям войск КНДР. Весь день в Пхеньяне и Сеуле проводились экстренные заседания Генштабов. Обе стороны называют всё случившееся провокацией и возлагают ответственность друг на друга. Мировое сообщество требует от участников конфликта не допустить развития ситуации по военному сценарию.

Кадры, снятые камерами видеонаблюдения на небольшом островке Йонпхендо. Все его население — полторы тысячи человек — высыпало на улицы. В первые минуты царила паника. То здесь, то там рвались снаряды. Большая часть взрывов прогремела на военной базе — ее обслуживанием и занимаются в основном эти люди. Сигнал тревоги через установленные на улицах громкоговорители прозвучал лишь через 10 минут. Затем было объявлено о том, что всем нужно спуститься в бомбоубежища. На приграничном острове их десятки.

Ли Чун Ок, местная жительница: «Я лежала и смотрела телевизор. Вдруг слышу, как громыхнет. В общем-то, я знала, что у нас учения шли уже второй день. Но когда выбежала на улицу, взорвалось еще раз. Мой дом взрывной волной обрушило. Тогда я поняла, что стреляют северо-корейцы».

По словам очевидцев, обстрел продолжался не менее часа. По острову, по разным данным, было выпущено от 50 до 200 снарядов. Местные военные также стреляли по позициям северо-корейцев. Видеокадров с сопредельной территории до сих пор нет и оценить разрушения там не представляется возможным.

Пхеньян и Сеул заявляют, что огонь первыми не открывали. Вместе с тем, известно, что накануне как раз в этих прибрежных водах начались крупнейшие учения армии и флота Южной Кореи. В них принимали участие около 70 тысяч человек. В Сеуле говорят, что в ходе учений велся артиллерийский огонь, но не в сторону разделительной линии.

Эксперты при этом подчеркивают, что в этих водах граница четко не определена.

Павел Лешаков, директор Международного центра корееведения МГУ: «Если сухопутная граница проведена довольно четко, то морская граница была проведена в одностороннем порядке в Желтом море американцами, и которую считает Южная Корея. Северяне это не признают. С точки зрения международного права они могут это делать».

Официальный Пхеньян объявил, что отвечал на провокацию. Сообщение об этом было зачитано по местному телевидению.

Диктор северокорейского ТВ: «Армия КНДР нанесла решительный удар по провокаторам. Если южнокорейская марионеточная группа посмеет вторгнуться в наши территориальные воды хотя бы на тысячную долю миллиметра, революционные вооруженные силы КНДР без колебаний продолжат наносить по ним решительные контрудары».

Президент Южной Кореи Ли Мён Бак сменил строгий костюм на кожаную куртку. Весь сегодняшний день он провел в Генштабе на командном пункте.

Ли Мён Бак, президент Южной Кореи: «Сотни заявлений и встреч ни к чему не приводят. Я полагаю, что это долг нашей армии отвечать на подобные демарши. Особенно, когда эти атаки направлены против мирного населения».

И та, и другая сторона сегодня даже ни разу не обмолвилась о том, что нужно соблюдать сдержанность. На этом фоне воинственных заявлений было сделано немало. Так, по словам военных, Ли Мён Бак отдал им приказ уничтожить ракетную базу, которая находится рядом с артиллерийской батареей северо-корейцев, в случае, если с сопредельной территории прозвучит еще хотя бы один выстрел.

Пока в районе острова Йонпхендо сохраняется затишье. Отсюда эвакуируют население. Многочисленные пожары были потушены еще днем.

К сдержанности Южную и Северную Корею призывают абсолютно все соседи и ведущие мировые державы.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Мы настоятельно призываем немедленно принять меры к успокоению ситуации и не допускать подобных действий в будущем. Это, к сожалению, к огромному сожалению, уже не первый инцидент такого рода. Здесь уже все может скатиться к боевым действиям. Это колоссальнейшая опасность, которую необходимо избежать всеми возможными средствами».

Вдоль разделительной линии между севером и югом Корейского полуострова сосредоточены огромные силы. Ни в одном регионе мира на таком небольшом пятачке не большего количества оружия. Одних только танков и артиллерийских орудий здесь — более 20 тысяч.

Северокорейская армия более многочисленная: полтора миллиона человек и около 7 миллионов резервистов. Южнокорейская — оснащена более современным вооружением. Здесь настолько серьезно подходят к вопросу собственной безопасности, что недавно даже создали специальную школу, в которой учат бороться с кибератакими со стороны Северной Кореи. Специалисты опасаются, что в случае начала войны, нападению подвергнутся южнокорейские компьютерные сети. Исход крупномасштабного конфликта предсказать сегодня не может никто.

Роальд Савельев, старший научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН: «Одно можно сказать, что война может быть более скоротечная, чем это было в 1950-53-м году. Но она такая же будет разрушительная, как и война того периода. Причем разрушительная и для одной стороны, и для другой стороны».

Также практически ничего неизвестно и о том, сколько уже ядерных зарядов накопила Северная Корея. Буквально 2 недели назад она специально продемонстрировала одному американскому ученому из Стэнфордского университета центрифуги для обогащения урана. До этого момента считалось, что ядерная программа КНДР исключительно плутониевая и построена только на тех материалах, которые удалось наработать на уже не действующем реакторе в Йонбене. Основываясь на этих данных, эксперты говорили, что у Пхеньяна в запасе сейчас не может быть более 10 ядерных зарядов.