Предварительные итоги военной реформы

В последнее время руководство военного ведомства в лице министра обороны и начальника Генерального штаба стало несколько более открытым по отношению к гражданскому обществу. По крайней мере об этом свидетельствуют несколько встреч военного руководства с депутатами и сенаторами, с представителями общественности, а также закрытые брифинги, проведенные Анатолием Сердюковым и генералом армии Николаем Макаровым для журналистов столичных изданий. «Закрытыми» эти брифинги назывались потому, что приглашался на них ограниченный круг представителей СМИ, в том числе и негосударственных, кроме того, газетчиков просили, как принято в таких случаях по принципу chatham house, не делать прямых ссылок на то или иное должностное лицо, то есть не цитировать напрямую высказывание министра или НШГ, так как «разговор для сведения» и «разговор под диктофон» – это разные формы беседы с разной степенью откровенности.

Тем не менее нам представляется очень важным сделать «выжимки» из всех этих встреч, проинформировать читателей «НВО» о том, что там говорилось. Пусть и без персональных ссылок на конкретные слова конкретного должностного лица. Важно здесь в первую очередь, на наш взгляд, именно содержание бесед, то, что думают и что делают для решения тех или иных важнейших проблем реформирования или придания нового, перспективного облика вооруженным силам в руководстве армии и флота.

ОСК И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТИМУЛЫ ДЛЯ СЛУЖБЫ

Не обошли своим вниманием военачальники и вопросы социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Впрочем, вопросы жилья, денежного содержания и пенсий для ветеранов поднимались, конечно же, именно журналистами. Им бросилось в глаза, что в проекте государственного бюджета на 2011–2013 годы, который обсуждается сейчас в Государственной Думе, ни слова не говорится о давно обещанном повышении окладов офицеров и контрактников. Тем более что законопроект о таком повышении, включая и пенсии отставников, давно, еще с 26 апреля нынешнего года, красуется на сайте военного ведомства. Что с ним происходит?

Ответ мы получили такой. Повышение денежного содержания действительно запланировано. Как и было обещано ранее – с 1 января 2012 года. Законопроект, о котором идет речь, существует, и сейчас он проходит согласование в правительственных структурах. Дискуссии с чиновниками кабинета министров идут интенсивные, военное руководство настаивает, чтобы оклад лейтенанта, командира взвода был не меньше 50 тыс. в месяц. В правительстве хотят его опустить до 30 тыс. Компромисс пока не найден. А что касается государственного бюджета, то детально он прорабатывается только на предстоящий год, два последующих – только в общих показателях. Поэтому там нет слов о денежном содержании военнослужащих. В проекте бюджета-2012 года они обязательно будут.

Вместе с повышением денежного содержания военнослужащих планируется повысить и пенсии отставников. Как это сделать, пока вопрос. Есть несколько подходов. «Оторвать» пенсии от офицерских окладов, установить конкретные суммы, которые были бы выше средней трудовой пенсии, или оставить «старый принцип». По этому поводу тоже идут дискуссии с Минфином. Но, как заявили в руководстве Вооруженных сил, ни у кого из военачальников нет желания как-то «ущемить» ветеранов. Все понимают, что через какое-то время они тоже окажутся не у дел, и принятое сегодня ошибочное решение может сказаться и на них самих.

Задача по обеспечению увольняемых в запас постоянным жильем до конца нынешнего года будет выполнена. Но только в отношении тех, кто встал на очередь до 2005 года. Именно такое обещание, как утверждают в руководстве армии и флота, было дано президенту и премьеру. В прошлом году было закуплено 46 тыс. квартир. В этом году будет еще 52 тыс. вместо запланированных ранее по 45 тыс. на каждый из двух лет. До конца года людям будет отправлено 40 тыс. уведомлений о выделении им квартир. Остальным бесквартирным предложат крышу над головой в течение 2011 и 2012 годов. В том числе и по долгам 90-х лет, когда людей увольняли из армии без предоставления им положенного жилья. Средства на это выделены. Конечно, существуют серьезные проблемы (о них подробно в предыдущем номере «НВО» за 12–18 ноября «Вышибное расселение». – В.Л.). В том числе и потому, что многие офицеры отказываются получать ордера и въезжать в квартиры, расположенные в областных и районных центрах, в стороне от их последнего места службы или выбранного ими места жительства. Один из путей решения проблемы – «расслужебнивание» квартир, принадлежащих Министерству обороны. В том числе и в ближнем Подмосковье. Например, в Солнечногорске. И еще создать единую очередь по ведомству, в которой каждый, набрав в Интернете, на сайте Минобороны определенный код, мог бы воочию наблюдать, как приближается его возможность на получение жилья, вне зависимости от командирских капризов.

К концу года планируется заселить в Санкт-Петербурге 5 тыс. квартир и еще 2,5 тыс. – во Владивостоке, в районе Снеговая Падь.

ОБРАЗОВАНИЕ И СЕРЖАНТЫ

Новый набор в военные вузы будущих офицеров, как утверждают в руководстве армии и флота, начнется в 2012 году. (Правда, статс-секретарь, заместитель министра обороны Николай Панков в интервью «Российской газете» говорил, что такой набор будет уже в 2011 году. – В.Л.). Проблема в том, что пока не совсем понятно, сколько именно офицеров потребуется войскам в 2016–2017 годах. Все зависит от того, сколько построят новых кораблей, какова будет окончательная структура бригад, батальонов и рот, сколько потребуется специалистов для инженерно-технических войск. 150 тыс. офицеров для Российской армии – это средняя цифра. Их может быть на тысячу-две больше или на тысячу-две меньше, все зависит от конкретных задач, количества остающихся вузов, уровня преподавания там, качества выпускников.

Сейчас группа офицеров из Генерального штаба и ГУКа ездит по разным странам, перенимает там опыт подготовки офицеров. Замечено, что гуманитарная составляющая в гражданских вузах намного выше, чем в военных, а это сигнал о том, что нужно готовить не «узкого» специалиста, а человека с широким кругозором и глубокими знаниями и убеждениями, которые не испаряются при столкновении с жизненными реальностями и трудностями. С другой стороны, в военных вузах должно быть больше практических занятий. Уже со второго курса будущий офицер должен проводить определенное время в войсках, чтобы понять, чем он будет заниматься после окончания учебы, видеть свою перспективу, на какие предметы ему необходимо налегать в первую очередь, к чему и как готовиться.

Для того чтобы сделать такую подготовку более предметной и привязанной к потребностям, которые испытывают войска, в военные вузы будут приглашать на преподавательские должности офицеров, закончивших свою службу в качестве командиров полков, бригад, батальонов, заместителей командиров по инженерной или технической подготовке. Учить будущих офицеров должны не теоретики, выросшие на кафедрах вуза, а войсковые практики. Они же должны заниматься и с будущими профессиональными сержантами.

С подготовкой будущих сержантов со средним специальным образованием, как можно понять руководство армии и флота, есть проблемы. Среди них идет слишком большой отсев, несмотря даже на то, что оклады для них уже сегодня установлены на уровне 30 тыс. руб. Не все из кандидатов в профессиональные младшие командиры заслуживают этих денег по своим способностям и готовности постигать армейские премудрости. На сегодняшний день таких сержантов всего около 2,5 тыс. Нужно много больше.