«Новая газета»: как Россия сдала Бута

Россия сдала «торговца смертью» американцам, чтобы использовать его компромат в своей аппаратной войне. Теперь все зависит от того, понял ли это сам арестованный, что он расскажет и какие утечки допустят власти США.

После многолетних усилий минюст США и подчиненная ему служба наркоконтроля (US Drug Enforcement Administration — DEA) сумели доставить в Нью-Йорк Виктора Бута, бывшего военного переводчика, который после распада СССР сумел создать мощную авиатранспортную организацию. Бут, используя бывшие советские военно-транспортные самолеты и летчиков, перевозил всякие грузы во всякие места, прежде всего, как утверждают американские власти и эксперты Совбеза ООН, оружие и боеприпасы в зоны боевых действий на разных континентах, часто в нарушение санкций ООН и прочих международных правил.

В 2000-х годах Бут жил в Москве, скрываясь от возможного ареста, но в марте 2008-го агенты DEA, действуя под видом представителей марксистских наркобоевиков, так называемых «Революционных вооруженных сил Колумбии» (FARC), выманили его в Бангкок. Бойцы FARC ведут многолетнюю партизанско-террористическую войну с колумбийским правительством и во многом контролируют производство и экспорт кокаина. Агенты DEA представили Буту складную версию о том, что FARC срочно нужно сбросить на парашютах прямо в колумбийские джунгли сотни переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) «Игла», другое оружие и пластиковую взрывчатку С-4 для терактов. Сами ПЗРК с фальшивыми экспортными документами обеспечивал болгарский посредник. Переговоры с Бутом вели через хорошо известного ему по прежним делам Андрея Смуляна, гражданина Великобритании.

В Бангкоке Бута арестовали, и больше двух лет Вашингтон добивался его экстрадиции, Москва всеми силами противодействовала, тайские власти вели свою не совсем понятную игру. Суд первой инстанции в экстрадиции отказал, апелляционный разрешил, но тайское правительство тянуло до последнего. По некоторым сведениям, официальный Бангкок был готов «обменять» Бута на беглого бывшего премьера Таксина Чинавата, который в последнее время почти постоянно живет в Москве. В этом году многочисленные сторонники Чинавата в красных рубашках почти спалили Бангкок и почти свергли правительство. Договориться с Москвой не вышло, но наши, похоже, всерьез полагали, что Бута выпустят 20 ноября, когда истечет трехмесячный срок действия решения суда об экстрадиции. Вместо того Бута срочно посадили на самолет, прилетевший из США с агентами DEA. Тайцы явно опасались отчаянного сопротивления: действовали быстро и втайне, отняли у Бута все личные вещи и всю одежду — спецзакладок с ядом, видно, опасались. По приезде Бута в Нью-Йорк предосторожности продолжились: наш консул Андрей Юшманов смог с ним пообщаться в тюрьме только через пуленепробиваемое стекло. При этом Бут заявил консулу, что американцы пытаются склонить его к сотрудничеству.

Реакция официальных лиц отражает царящую в Москве растерянность. Высокопоставленный источник в МИДе заявил, что экстрадиция Бута «противоречит элементарным нормам человеческой морали и нравственности». Глава МИДа Сергей Лавров еще месяц назад утверждал, что доказательства вины Бута «абсолютно неадекватны», а саму экстрадицию назвал «образцом вопиющей несправедливости». В защиту Бута выступили депутаты Госдумы и члены Совета Федерации. Но помощник президента по внешней политике Сергей Приходько от Бута отмежевался, заявив, что выдвинуты «очень серьезные обвинения»; что «наркодилеры, торговцы людьми, незаконные торговцы оружием заслуживают безусловного осуждения»; что Буту, как любому гражданину, окажут консульскую помощь, но «это не означает априори оправдания и тем более какой-то глорификации».

Положение Бута крайне незавидное: против него готовы свидетельствовать и представить аудио- и видеозаписи переговоров о поставках оружия агенты DEA. Готов свидетельствовать в пользу обвинения Смолян. Поскольку американские военные и агенты DEA активно участвуют в Колумбии в борьбе с наркотрафиком, Бута обвиняют не только в помощи террористам, но и в заговоре с целью убийства граждан США. Шансов на оправдание в суде присяжных в Нью-Йорке у Бута, учитывая его международную репутацию, практически никаких. Его ждет реально пожизненный срок в жуткой американской тюрьме для преступников-рецидивистов. Или надо соглашаться на сделку с правосудием (plea bargain) и начинать активно сотрудничать с властями. Срок ему всё равно отмерят немалый, но отбывать можно будет в каком-нибудь закрытом коттеджном поселке, работая консультантом и свидетелем, выявляя врагов Америки. Возможно, Бут уже начал к сделке готовиться, поскольку заявил, что пока его удовлетворяет назначенный судом бесплатный американский адвокат, который только для переговоров о сделке и годится.

После распада Варшавского договора и СССР в 91-м на вольном рынке оружия сложилась хорошо организованная и структурированная интернациональная сеть посредников и поставщиков, которая бесперебойно обеспечивает техникой и наемниками вооруженные конфликты по всему миру. Посредники организуют фиктивные сделки, обходят экспортный контроль, обеспечивают вывоз техники и офицеров-наемников из России, других стран бывшего СССР и Восточной Европы. Понятно, что без участия спецслужб и высшего госаппарата невозможно вывозить и реализовывать на черном рынке реактивные истребители и штурмовики, ЗРК, боевые вертолеты, танки, артиллерию или, например, стратегические крылатые ракеты большой дальности.

Согласование официальных сделок обычно длится годами. «Черные» поставки вооружений и боеприпасов выполняются очень быстро, без бюрократических проволочек, и часто — сразу в бой, потому Бут и его флот старых транспортных самолетов с лихими летчиками был нужен всем. Точно известно, что он работал также на Пентагон, доставляя после 2003-го военные грузы в самые горячие зоны в Ираке. Возможно, работал и с ЦРУ. Неудивительно, что его поимкой занялся минюст с независимой силовой структурой DEA.

Конечно, с арестом Бута мировая «черная» торговля оружием не прекратилась: когда есть платежеспособный спрос, действующая сеть найдет предложение. Правительства нередко политически заинтересованы в том, чтобы техника и вооружения попали в определенный регион, куда открыто поставлять совсем неудобно. Бут может, наверное, очень многое рассказать под протокол: кто кому и куда поставлял, кто брал деньги и подписывал разрешения. Возможно, у него где-то в нейтральной стране в банковском сейфе заложен какой-нибудь архив документов как гарантия.

Информация Бута может затронуть самых разных деятелей самых разных стран. Например, с 1990-го до взятия Багдада в 2003-м режим покойного Саддама Хусейна был под полным эмбарго ООН на поставку любого военного имущества, но практически всё это время туда непрерывно доставляли комплектующие и технику. Скажем, во второй половине 90-х Багдад сумел купить не только запасные части для техники, но также крупную партию (до 24 шт.) боевых ударных вертолетов Ми-24, которые собирали в Мосуле и приводили в боеспособное состояние специалисты из Москвы. Багдад оплачивал дружескую помощь нефтяными контрактами.

Современное российское оружие попадало в Ливан через Сирию и из Ирана по воздуху. Оружие доставлялось в Африку, Азию и колумбийскому движению FARC через Венесуэлу. Оттуда шли в оплату наркотики, «кровавые алмазы» и т.п. В Москве, впрочем, опасаются не столько разоблачений в прессе всяких неприглядных историй, к чему давно привыкли, сколько возможных санкций против определенных людей и организаций, а также вероятных попыток вербовки на основе Бутова потенциального компромата. А пока все замерли, ожидая, что решит сам Бут, что скажет, о чем умолчит, как распорядятся информацией власти США и какие будут неофициальные утечки.