Украина: налоговый кодекс и безработица

Украинская экономика очень легко пережила кризис конца 2008-2009 года. В отличие от Греции, Франции, в нашей стране, несмотря на все экономические катаклизмы, фактически не было социальных потрясений. И это несмотря на то обстоятельство, что и профсоюзы и левые пытались организовать акты народного неповиновения во время кризиса. Небольшие митинги вкладчиков проблемных банков не в счет.

Ошибочно было бы пассивность населения списывать на менталитет. Скорее всего, причина имеет экономическое содержание. Во многом население смогло пережить кризис благодаря существованию малого бизнеса и упрощенной системы налогообложения. Разного рода разовые заработки, выполнение работ для предприятий малого бизнеса, работа по упрощенной системе налогообложения, а также отсутствие любой веры в помощь государства позволили украинцам своим руками выжить в условиях нагрянувшего кризиса.

Предлагаемый Налоговый кодекс по своей сути хочет уменьшить долю малого бизнеса и фактически ликвидировать систему упрощенного налогообложения. При этом никто не задавал себе вопрос, что будет с тем количеством работников, которые на сегодня заняты в малом бизнесе.

Согласно данным Госкомстата за 2009 год в системе малых предприятий трудилось более 6,45 млн. человек из них СПД более 4,2 млн. человек. Таким образом, получается, что на предприятиях малого бизнеса работает около 30% всего экономически активного населения.

Согласно официальным данным Госкомстата по итогам 2009 года, по методике МОТ, количество безработных в Украине составило почти 2 млн. человек.

Если допустить, а такой риск существует, что закроется половина малых предприятий, то общее количество безработных (по методике МОТ) составит около 5 млн. человек, а это уже 22% трудоспособного населения.
Получается, что решая сиюминутные проблемы наполнения госбюджета, за счет принятия Налогового кодекса, закладывается основа для новой проблемы, которая по социальной напряженности может принести больше вреда экономике, чем возможная выгода от увеличения фискального давления на экономику.

Никто не заявляет официально, что Налоговый кодекс направлен на уничтожение малого бизнеса, но его положения всецело на это направлены:

— расширение прав фискальных органов, при этом ограничение возможностей бизнеса для защиты себя от произвола фискальных органов;

— сохранение пагубной практики установления плановых заданий по сбору налогов, что ведет к разорению, прежде всего, малого бизнеса, так как вся тяжесть сбора налогов ложится именно на него;

— уменьшение сферы применения упрощенной система налогообложения, что фактически лишает возможность работать в этой системе квалифицированным кадрам и оставляет для этой сферы деятельности только базарную торговлю;

— не уменьшение, а усложнение механизма администрирования налогов, которое и так в Украине одно из самых неэффективных по оценкам и зарубежных и отечественных специалистов;

— обещанные льготы для бизнеса, носят во многом декларативный характер, так как ими на практике смогут воспользоваться только отдельные бизнес-структуры, а потому реального эффекта от таких льгот будет немного.

Но, понятно, что не царское это дело заниматься такими проблемами, как безработица, если на кону глобальная цель общества — построение модели развитого капитализма в отдельно взятой стране.