Как отмечают годовщину «оранжевой революции»

Шестую годовщину «оранжевой революции» представители малого бизнеса решили отметить акцией в защиту своих прав. На этот раз — экономических.

Главное требование — президентское вето на Налоговый кодекс. Впрочем, от успеха акции и от того, поддержит ли манифестантов общество, зависит не только судьба малого бизнеса в Украине. Во-первых, Налоговый кодекс задевает также бюджетников и наемных сотрудников. Во-вторых, на очереди — Трудовой и Жилищный кодексы. Примет ли власть во внимание интересы граждан при рассмотрении этих документов или нет, будет ясно по итогам нынешних событий.

Налоговый кодекс вне закона?

Помимо претензий по сути документа, у бизнеса и оппозиционных депутатов возникла масса процедурных вопросов. Так, кардинальная переработка статьи о налоговых проверках ко второму чтению не укладывается в норму Регламента Верховной Рады. Поправки могут вноситься только к статьям, принятым в первом чтении. Новая, по сути, статья требует еще одного, третьего чтения. Оппозиционные депутаты Ксения Ляпина и Наталия Королевская в связи с этим пытались зарегистрировать проект постановления об отмене решения парламента о принятии проекта Налогового кодекса за основу. Но им в регистрации отказали.

Введение документа в действие с 1 января 2011 года противоречит Бюджетному кодексу. Он предусматривает, что новые налоговые правила могут быть введены в действие с нового года только в том случае, если они приняты и обнародованы до 15 августа текущего года. Оперативно одобрив Налоговый кодекс в четверг, депутаты уже в пятницу внесли в него ряд «уточнений». Некоторые из них являются существенными изменениями смысла. Представители оппозиционных фракций тут же заявили, что это — основание для обжалования документа в Конституционном Суде.

И, наконец, украинское общество в лице предпринимателей обратило внимание на то, что депутаты, вопреки требованию Конституции голосовать индивидуально, скачут по рядам и нажимают кнопки за себя и своих коллег. «Они сейчас сами нарушают закон, а потом будут требовать от нас, чтобы мы его соблюдали, вплоть до уголовной ответственности?», — возмутился в разговоре с корреспондентом ЛІГАБізнесІнформ один из участников акции под Верховной Радой. «Они (депутаты, карточки которых проголосовали в их отсутствие, — ред.) сейчас приняли решение о том, чтобы лишить меня работы, а сами даже на свое рабочее место явиться не соизволили!», — добавил другой.

«Мы считаем, что принятый Налоговый кодекс нелегитимен, и мы его выполнять не будем», — заявил в интервью журналистам представитель организационного забастовочного комитета Александр Данилюк.

Общественный договор

Таким же образом, голосуя чужими карточками, депутаты поменяли правила игры накануне президентских и местных выборов, провели реформу судебной системы, продлили пребывание Черноморского флота РФ на территории Украины. Но все эти вопросы непосредственно здесь и сейчас не затрагивали интересов миллионов украинцев. Приняв так Налоговый кодекс, власть переступила черту, за которой критическая масса людей уже не намерена закрывать глаза на огрехи народных избранников.

Формулируя свои претензии в этом ключе, предприниматели вышли на самую суть проблемы взаимоотношений власти и общества. «…Сто человек голосуют за 269 и бегают между кресел… Да, раньше мы это принимали, был такой не очень правильный общественный договор в этой стране, но теперь мы эту практику решили прекратить. Более того, если они не опомнятся, то мы будем продолжать и по другим нормативно-правовым актам», — отметил А.Данилюк.

Если бизнес не остановится на требовании ветировать Налоговый кодекс и при массовой поддержке украинцев поставит вопрос о пересмотре неписанного Общественного договора, мы действительно сможем говорить о первых осознанных и самостоятельных действиях гражданского общества. При этом без ущерба для дела можно будет сотрудничать с любыми оппозиционными и даже провластными политическими силами. Но только на условиях нового Общественного договора, при четких гарантиях контроля над его соблюдением со стороны граждан.

Хороших политиков нет не только в нашей стране. Возможно, их не существует в принципе. Есть хорошие правила поведения для политиков и граждан в развитых странах. Борьба за их установление длилась столетиями, а контроль над исполнением не прекращается ни на минуту. Только по этой причине уровень коррупции там гораздо ниже, а уровень жизни намного выше, чем в Украине.

Майдан шесть лет спустя

Сегодня благодаря проколу власти с Налоговым кодексом и оперативной реакции бизнеса у нас есть шанс начать этот процесс. Это работа, которую граждане Украины, протестовавшие против фальсификаций результатов президентских выборов-2004, не доделали на «оранжевом» Майдане. Отстояв свое право выбора, они не сумели отстоять свое право контроля над властью в принципе. Поэтому сегодня у них снова есть повод выйти на Майдан.

Поддержит ли общество протест предпринимателей — вопрос. Если в 2004 году культивировался раскол по линии «оранжевые — бело-голубые», то сейчас наметилось разделение по линии «бизнес — бюджетники и наемные работники». Все это не более чем технология, которая не позволяет гражданам единым фронтом выступить на переговорах с властью. Тем бюджетникам и наемным работникам, которые радуются тому, что, наконец, прищучили «барыг и спекулянтов», стоит напомнить, что в скором времени таким же образом может быть принят Трудовой кодекс. Кодекс, в котором они тоже обнаружат массу неприятных для себя моментов. Например, безапелляционное увольнение, 48-часовую рабочую неделю и увеличение пенсионного возраста.

Также им стоило бы внимательно перечитать раздел Налогового кодекса, в котором речь идет о налоге на доходы физлиц. Если вы снимаете квартиру, стоимость аренды возрастет, поскольку хозяин жилья вынужден будет платить налог на этот доход. Если же у вас своя квартира — тоже не расслабляйтесь. Допустим, вы решили взять подработку, чтобы компенсировать повышение жилищно-коммунальных тарифов, не снижая уровень жизни семьи. Тогда готовьтесь вести учет дополнительной деятельности в соответствии с установленными налоговой администрацией правилами.

Опять же, многие предприниматели, которым «закрутят гайки» новыми налоговыми правилами, в число первоочередных мероприятий по оптимизации расходов включат увольнение «лишних» наемных работников. Так кому от этих правил становится лучше?

Точка бифуркации

Налоговый кодекс поставил страну перед выбором. Либо малый бизнес отвоюет свое право на жизнь, а заодно и право граждан принимать участие в решениях, затрагивающих их базовые права, либо уйдет в тень. «Вы толкаете нас в схемы, которые мы использовали в начале 1990-х. Так мы их не забыли», — сказала представитель предпринимателей на одном из заседаний налогового комитета парламента, после безуспешных попыток убедить в своей правоте главу комитета, члена Партии регионов Виталия Хомутынника. В таком случае бюджет лишится даже тех поступлений от малого бизнеса, которые есть сегодня.

Впрочем, это не самый критический сценарий. Ключевая функция малого бизнеса — социальная. Это люди, которые не просят материальных благ от государства, обеспечивают работой себя, своих родственников или чужих им людей. А если с нового года все они дружными рядами отправятся на биржу труда? Поступления в бюджет сократятся, а нагрузка на него увеличится.

Выживут ли бюджетники, не получая зарплату месяцами, как в 1990-е? Выдержат ли обычные наемники конкуренцию на рынке труда со стороны закрывшихся, но умеющих профессионально вкалывать от рассвета до заката предпринимателей? Как поведет себя многотысячная армия контролеров от государства после введения Налогового кодекса с 1 января 2011-го? Или все-таки шанс остановиться и пересмотреть сомнительные нормы скандального закона не будет упущен? Последнее зависит не только от Президента Виктора Януковича, но и от мудрости и настойчивости граждан его страны.