Американская исключительность – главная тема речей Сары Пэйлин

О, ты такая сильная, такая красивая. Ты самая лучшая. Я говорю о тебе, Америка. Ты … да что там, ты просто необыкновенная!

Не кажется ли вам, что страна, чьи политики постоянно твердят о ее исключительности, кажется какой-то ненадежной? Что население, нуждающееся в постоянных заверениях в величии своей страны – это верный признак ее приближающегося упадка?

Американская исключительность стала сегодня центральной темой выступлений Сары Пэйлин. Больше всего в 2012 году республиканцы будут жаловаться на якобы недостаточную преданность демократов идее величия США. Консерваторы нападают на Барака Обаму из-за его мнимого безразличия к этой идее. Это часть их приговора Обаме. Другие пункты обвинения – его сомнительный космополитизм, его зарубежные «визиты с извинениями», а также просто вопиющий факт: он не носил на лацкане значок с изображением американского флага, пока его не заставили! И это не говоря уже о его антиколониальном чувстве обиды с кенийскими корнями.

Настоящие мужчины – истинные американцы – знают, что Америка это самая великая из всех когда-либо существовавших стран. И они кричат об этом со своих балконов. Не правда ли?

Позвольте мне объясниться, поскольку я чувствую, что негодующие критики уже барабанят в дверь. Я люблю свою страну, я заботливо храню в памяти то, что Америка создавалась на основе идеалов свободы, равенства и самоуправления. Мы не идеальны – а кто не без изъянов? Но мы находимся в постоянном процессе развития, движения к более «совершенному союзу». Поэтому я пишу это как патриот.

И выступая в качестве патриота, я обеспокоен тем, что мы сегодня кажемся слишком несостоятельными и нуждающимися.

Многое можно сказать о стране, посмотрев на то, что вынуждены говорить ее политики, дабы победить на выборах. Неужели кандидатам в Швейцарии надо заявлять, что «Швейцария это самая великая страна в истории человечества»? Неужели амбициозные политики в Бразилии утверждают, что «Бразилия это самая-самая особая страна из числа удостоивших своим существованием мир»?

Неужели таких слов как «великая» и «по-настоящему великая» недостаточно?

Черт возьми, только не в Америке.

«Американцы всем сердцем верят в то, — заявил после победы в гонке за сенатское кресло Марко Рубио (Marco Rubio), — что Соединенные Штаты Америки это просто самая великая нация в истории человечества, страна, которой нет равных на Земле».

Рубио назвал свою сенатскую гонку «референдумом по нашей идентичности». При этом он заявил: «Эта гонка заставляет нас ответить на очень простой вопрос: хотим ли мы, чтобы наша страна и впредь сохраняла свою исключительность, или мы готовы смириться с тем, что она станет такой же, как и все остальные?»

А я-то думал, что мы выбираем тех, у кого самые лучшие идеи о выводе нашей страны из кризиса.

Будучи евреем, я знаком с этим вопросом в ином контексте. Тора говорит о том, что евреи это «избранный народ». Это неплохая вещь для самоутверждения, если ты ребенок и посещаешь воскресную школу. В конце концов, кто не хочет быть членом клуба богоизбранных? Но я, став человеком взрослым, никогда не относился к этому всерьез. При всем моем уважении к тем евреям, которые серьезно верят в эту идею, мне она всегда казалась безапелляционной, а то и оскорбительной.

Так получилось, что наша конгрегация в Лос-Анджелесе является «реконструктивистской». Это значит, что она приспосабливает еврейское мышление к современной жизни. Одна из главных особенностей такого «реконструктивизма» состоит в том, что он напрочь отвергает идею «избранности». Я уверен, некоторым евреям это не понравится, поскольку они предпочитают придерживаться мыслей о еврейской исключительности. Но для многих из нас здравый смысл состоит в том, что другие религии и народы также могут быть великолепны.

Консервативное применение идеи американской исключительности в качестве политического оружия в наши дни наглядно показывает ее порочность. Есть нечто неправильное в том, что первое в истории страны поколение американцев, которое менее образованно, чем их родители, ощущает острую потребность в напоминании о собственной уникальности. А также в том, что поколение, отказывающееся платить по колоссальным долгам страны и передающее их по наследству, а также живущее в условиях хронически недееспособного политического процесса (а есть и другие беды), требует от своих руководителей, чтобы они и дальше превозносили сказочное величие Америки. Это особенно верно сейчас, когда другие страны дают своим гражданам больше возможностей для восхождения по социальной лестнице, и демонстрируют более высокие темпы роста и лучшие экономические показатели, чем мы. В этих условиях разговоры об американском величии и исключительности это вряд ли самая лучшая мера – ведь раньше мы по этим показателям опережали всех.

Не лучше ли вселить уверенность в души американцев разговорами о том, что мы в состоянии решить проблемы нынешнего момента? Не лучше ли доказать свою исключительную успешность в решении этих наших общих проблем?

То, что Сара Пэйлин сосредоточилась на данной теме, свидетельствует лишь об одном – она более проницательный человек, чем думают ее критики. Я не сомневаюсь в искренности ее убеждений. Но кроме того, она точно настроилась на свою аудиторию: на ту многомиллионную армию американцев, которые обеспокоены траекторией движения Америки и экономическим будущим своих семей. Если реальных ответов на вопросы нет, то можно начать с успокаивающих слов утешения.

О, ты такая сильная, такая красивая. Пэйлин знает ту страну, которую она обхаживает.